Логопеды: детям с ОВЗ и ЗПР помогает воздушная гимнастика

Дефектология под куполом

Логопеды: детям с ОВЗ и ЗПР помогает воздушная гимнастика
Pixabay

Воздушная гимнастика помогает особенным детям: улучшает психическое здоровье, даже развивает речь. Необычную новую логопедическую методику разработала и представила в качестве финального задания студенческой олимпиады «Я — профессионал» логопед и тренер из Новосибирска Анастасия Левашова.

Логопед новосибирского центра логопедической помощи и тренер по воздушной гимнастике, а также студентка четвертого курса Новосибирского педагогического университета Анастасия Левашова в 2022 году получила бронзу направления «Специальное (дефектологическое) образование» на Всероссийской олимпиаде студентов «Я — профессионал». В качестве финального задания, где участники должны были представить свои проекты, она, объединив спорт и дефектологию, предложила проект «Воздушная гимнастика как способ коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР».

«У детей с задержкой психического развития нарушена координация, плохо развита мелкая моторика, им сложно держать равновесие, ориентироваться в пространстве, — рассказывает Анастасия. — Такие проблемы невозможно решить только занимаясь по книжкам и учебникам, нужна грамотная физическая активность. Когда дети занимаются на воздушных полотнах, принимают положение вниз головой, раскачиваются в воздухе, улучшается координация и моторика, от которой как раз и зависит, насколько хорошо разговаривает ребенок. Статичные упражнения, требующие балансировки в определенной позе, развивают вестибулярный аппарат и равновесие».

В воздушной гимнастике укрепляется дыхательный аппарат, дети начинают понимать различие между легочным и диафрагмальным дыханием, учатся дышать правильно, что важно для устной речи — слабые вдохи и выдохи ведут к тихим, едва различимым звукам. Чтобы улучшить восприятие речи, в конце занятия необходимо проводить блок игр на развитие слухового восприятия. Например, попросить хлопнуть в ладоши того, у кого в имени есть звук «а», «п», «м», выкрикнуть звук или слово как можно громче при выполнении какого-либо движения. Работа с логопедом и процесс тренировок должны проходить параллельно, не обязательно в один день друг за другом, что только утомит ребенка.

Воздушная гимнастика эффективна в работе с детьми с особенностями развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребята лучше поддаются коррекции, но это не значит, что после 10 лет занятия нужно прекращать — детям становится интересно развиваться в спорте, участвовать в соревнованиях, ставить номера. Если малыши на занятиях развивают хваткость, цепкость, координацию, раскачиваются на полотнах чуть выше собственного роста, то дети постарше могут выполнять трюки, развивать гибкость, подниматься на несколько метров от гимнастического ковра.

Бронзовый призер олимпиады уже проводила такие занятия для детей с задержкой психического развития. Через полгода тренировок на первых своих соревнованиях дети справились с нормативами наравне с другими участниками. Прогресс оценивался по таким физическим показателям как развитие выносливости, силы, координации, равновесия, улучшение концентрации внимания, памяти, умение слушать тренера, появление самодисциплины. Все эти факторы важны в том числе для решения логопедических проблем.

Следует помнить, отмечает Анастасия, что у занятий воздушной гимнастикой, как в любом спорте, есть ряд ограничений по здоровью. В основном это заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения работы кровеносной системы, склонность к головокружениям, грыжи.

Эксперты Московского городского педагогического университета – организаторы направления «Специальное (дефектологическое) образование» на олимпиаде – отметили современный и оригинальный подход Анастасии к решению логопедических проблем.

Детям с особенностями развития необходимо заниматься вместе с нормотипичными детьми, отмечает член жюри олимпиады «Я — профессионал», доцент МГПУ, кандидат психологических наук Галина Бутко:

«Задача таких грамотных специалистов, как Анастасия, учитывать особенности всех детей, находить индивидуальный подход к каждому и создавать дружелюбную атмосферу на занятиях. Благодаря этому жизнь родителей детей с ОВЗ станет комфортнее, а ребята быстрее смогут интегрироваться в общество».