Эксперимент международной исследовательской группы, в которую вошли учёные из Великобритании и США, показал, что мозг человека ставит своё «я» выше всего другого.
Прозвучавшее где-то поблизости ваше имя или наличие на общей фотографии вашего лица непременно привлечёт внимание вашего мозга, чем бы вы ни были заняты. Так выражается наша способность разделять стимулы на разные потоки и выбирать из них наиболее значимые. Именно эта способность нашего сознания позволяет двум людям беседовать в шумных местах — американские учёные называют это «эффектом коктейльной вечеринки».
Для того, чтобы понять, насколько часто мозг выбирает стимулы, относящиеся к собственному «я», учёные провели эксперимент. Они предоставили испытуемым цветовые условные обозначения, где синий значил «друг», зелёный — «незнакомец», а фиолетовый — «я». На экране в течение 5 секунд мигали две точки разных цветов, а затем на месте какой-то из них появлялась чёрная точка. Нужно было рассказать, точка какого цвета была на месте чёрной ранее и была ли там точка вообще.
Участники эксперимента чаще всего замечали фиолетовую точку. Это значит, что их рабочая память сильнее всего фокусируется на «я» — понятия «друг» и «незнакомец» различаются не так сильно.
Интересно, что во время эксперимента фиолетовые «я»-точки появлялись на экране в два раза реже, чем все остальные. И даже при этом условии на этот цвет мозг исследуемых обращал больше всего внимания.