В России, по расчетам Manpower Group, квалификационный разрыв (несоответствие выполняемой работы уровню квалификации) затрагивает 45% трудоспособного населения. Одной из групп риска являются выпускники вузов. Согласно исследованию ВЦИОМ, абсолютное большинство работодателей (91%) видят недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Аналогичного мнения придерживаются сами выпускники (56%), четверть из которых идут работать на должности, не требующие их уровня образования.
Эти и другие вопросы, а также роль движения Ворлдскиллс в их решении, 3 декабря обсудили представители руководства ведущих российских технических вузов в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).
Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский отметил высокую ценность компетенций Future Skills для системы высшего образования:
«Эти компетенции востребованы уже сегодня. Но обучать им можно только в одном случае: если у вас большое количество преподавателей из отрасли, которые эти компетенции чувствуют «на кончиках пальцев». Привлечение к обучению практико-ориентированных преподавателей, которые приходят к нам из отрасли, – залог успеха в подготовке специалистов будущего», – резюмировал он.
Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), отметил, что в вузах людям на уровне руководства учебных заведений, факультетов необходимо менять свою идеологию, понимание, что именно конкретный преподаватель, приходя в аудиторию, формирует образовательный результат. В связи с этим появляется потребность в создании тренингов для преподавателей, а также механизмов мотивации руководства университетов для внедрения таких подходов и технологий.
«Если бы при государственной аккредитации учет результатов стал обычной практикой на базе технологий Ворлдскиллс, это бы стимулировало руководство вузов двигаться в этом направлении. Внедрение инструментов Ворлдскиллс в высшее образование может дать хорошие результаты, но нужно задействовать механизмы госполитики в направлении капитализации достижений в этой области», – подчеркнул он.
О взаимодействии Ворлдскиллс Россия с вузами высказался и первый проректор МИДИС (Международный институт дизайна и сервиса), международный эксперт WorldSkills Максим Усынин:
«Мы создали проект “НАСЕБЯ.РФ”, который предусматривает массовое обучение граждан с использованием инфраструктуры Ворлдскиллс Россия. Это не только подготовка по профессии, но и формирование предпринимательских навыков. И роль вузов тут очевидна: у них есть необходимый кадровый, материальный и информационный ресурс. Вуз становится образовательным хабом для всех категорий граждан».
Подводя итоги дискуссии, Екатерина Лошкарева, модератор сессии, вице-президент по стратегии WorldSkills International, отметила, что получение хотя бы одного-трех практических навыков студентами вузов помогло бы им найти себя на рынке труда, но для этого требуется повышение квалификации преподавателей и нормативно-правовая документация в вузах.
«Демонстрационный экзамен и скиллс-паспорт, который выдается по его итогам, являются эффективными инструментами оценки практических навыков. При сдаче демэкзамена студенты оценивают свой уровень владения навыком и стараются заполнить пробелы в подготовке. А скиллс-паспорт – это весомый бонус, работодатели обращают на него внимание как на серьезный плюс в портфолио. В следующем году движение Ворлдскиллс Россия планирует предложить этот отдельный пакетный опыт вузам, готовым к сотрудничеству», – добавила она.