The Standoff Kids: итоги большого детского трека

Дети познакомились с кибербезопасностью и кибергигиеной

The Standoff Kids: итоги большого детского трека
Darwin Laganzon с сайта Pixabay

Большой детский трек The Standoff Kids прошел 19 мая в Центре международной торговли в преддверии юбилейного форума Positive Hack Days. Задачей мероприятия было в игровой манере научить детей и подростков азам информационной безопасности. Юные безопасники поучаствовали в интерактивном квесте, в ходе которого они выполняли задания, связанные с защитой информации, а также учились распознавать атаки, знакомились с шифрованием и правилами кибергигиены.

В рамках The Standoff Kids состоялся пресс-брифинг, посвященный вопросам цифровой грамотности детей и подростков. Невозможно представить современного ребенка без гаджета с доступом в интернет. Плохо это или хорошо? Какими проблемами может обернуться для ребенка и его родителей серфинг в интернете? И как сделать безопасным общение детей с технологиями? По этим и другим вопросам делились своим мнением эксперты, представители образовательных учреждений и бизнеса.

Общее число киберпреступлений постоянно растет, как и число атак, а значительная доля последних проводится с помощью социальной инженерии: злоумышленники пользуются низким уровнем осведомленности жертвы о базовых правилах информационной безопасности. Повсеместное проникновение технологий в жизнь детей и подростков, помноженное на незнание элементарных правил кибербезопасности, вызывает резонный вопрос: кто должен учить детей цифровой грамотности, кто несет ответственность за этот процесс?

Отвечая на него, директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева отметила важную роль бизнеса в укреплении цифровой грамотности среди подрастающего поколения: «Дети часто оказываются в ситуации, когда они должны, в отсутствие жизненного опыта, самостоятельно делать выбор: как им поступать, например, общаясь в социальных сетях. Как производители ПО, направленного на защиту информации, мы в Positive Technologies понимаем всю ответственность, которая лежит на современных IT-компаниях. И естественно, что мы уделяем внимание повышению осведомленности детей и других пользователей в вопросах цифровой грамотности и кибербезопасности».

Практически все участники дискуссии подчеркнули общую ответственность семьи, общества и государства за цифровую грамотность детей и подростков.

Начальник управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА Вера Рогова отметила, что владение IT-навыками становится базовой компетенцией для любой профессии, поэтому целесообразно как можно раньше включать в школьную программу блоки, направленные на развитие IT-навыков и в частности ИБ, своевременно давать школьникам доступ к определенным знаниям и показывать, как те или иные навыки применяются в жизни.

Руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО) Пётр Зобков, делясь своим взглядом на обучение вопросам ИБ, сделал акцент на использовании городских информационных образовательных систем, таких как Московская электронная школа, включении в образовательный процесс сквозных модулей, посвященных ИБ, а также на демонстрации навыков информационной культуры личным примером педагога. По мнению Зобкова, все эти меры вкупе с участием образовательных учреждений в тематических мероприятиях городского и федерального масштаба помогут сформировать необходимые навыки информационной безопасности и культуры у школьников.

Беседуя о цифровой грамотности, участники отметили, что важно информировать и родителей. Несмотря на то, что сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне прилагаются немалые усилия к созданию специализированных образовательных программ, вопрос их популяризации остается открытым.

По мнению выступавших, кибергигиена должна зарождаться в семье, однако важна также и роль школы, которая совместно с родителями должна помогать ребенку не только развивать его таланты, но и вырабатывать навыки безопасного пользования современными технологиями.

Повышение цифровой грамотности — это вопрос социальной ответственности, считает Мария Сигаева. Немалая роль в этом процессе отводится IT-бизнесу и, в частности, ИБ-компаниям, которые должны не только делиться экспертными знаниями с клиентами и партнерами, но и распространять их на более широкую аудиторию, рассказывая, как обычный человек может себя защитить.

Под конец большого детского трека организаторы пообщались с участниками киберсоревнований The Standoff Kids, которые учатся в специализированных IT-классах московских школ. Ребята рассказали, что им понравилось в оформлении мероприятия, оценили задания, поделились своими планами на будущее и рассказали, как помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам безопасно пользоваться гаджетами и серфить в интернете.