Ученые описали образ учителя в отечественных фильмах

Российские ученые проанализировали отечественные фильмы о школе и описали образ учителя

Ученые описали образ учителя в отечественных фильмах
http://ychitel.com

А как вы опишите своих учителей? Совпадает ли ваше представление об учителе с тем образом, который нам показывают в фильмах и сериалах?

Ученые смогли составить список российских фильмов на образовательную тематику. Всего в список вошел 351 фильм, которые были сняты в период с 1919 по 2017 год.

Как показал итог исследования, больше половины фильмов были сняты в период «застоя», т.е. с 1969 по 1985 годы. А другая половина в российский период с 1992 год по 2017. А если разделить их по жанрам то получается такая картина: 63% снято драм, комедий -24%, а мелодрам 11%.

Целью исследования было изучение особенностей и роль темы школы и вуза в советском и российском кинематографе. Для исследований эксперты использовали герменевтический, антропологический и гендерный анализ фильмов. Результаты исследования были опубликованы в монографии "Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа".

В первые годы советской власти большинство тем в кинематографе были посвящены становлению нового общества и борьба с устоями прошлого. А фильмы, снятые в период 1956 по 1968 года, чаще затрагивали нравственные вопросы и обращались к личности героев.

В годы «перестройки» в фильмах отображаются социальные проблемы. В фильмах о школах – эти проблемы были отображены достаточно подробно.

А вот современные сериалы и фильмы о школе сняты в развлекательном формате. Воспитательная функция в них практически отсутствует, а также эксперты отметили снижение статуса учителя или преподавателя в современном кинематографе. В современных фильмах о школе внимание уделяется не образовательному процессу, а досугу школьников.

Как отметила руководитель исследования, Александра Федорова, в последние годы востребованность учителя и его статус постепенно меняется.

"От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е–1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е–1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время "перестройки" и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино. Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран", - приводятся в сообщении слова А.Федорова.