Возможности и перспективы электронного медицинского образования обсудили на заседании Ученого совета ДГМУ
Очередное заседание Ученого совета состоялось 30 мая 2018 года в Дагестанском государственном медицинском университете. Открыл заседание совета его председатель – ректор ДГМУ Сулейман Маммаев, который представил присутствующим гостей: министра здравоохранения РД Джамалудина Гаджиибрагимова и председателя Комитета по здравоохранению и социальной политике Народного Собрания РД Висампашу Ханалиева.
На повестке дня заседания было 5 вопросов: конкурсные дела, электронное медицинское образование: возможности и перспективы, о приеме в клиническую ординатуру, о переходе на пятидневную учебную неделю, разное. Перед началом обсуждения вопросов повестки дня, по традиции, ряду сотрудников и обучающихся Даггосмедуниверситета были вручены заслуженные дипломы, грамоты, патенты на изобретения и другие награды.
С информацией по первому вопросу «Конкурсные дела» выступила секретарь конкурсной комиссии Светлана Минеева, которая ознакомила членов Ученого совета с кандидатами, избираемыми на различные должности в университете и представляемыми к ученым званиям.
С докладом «Электронное медицинское образование: возможности и перспективы» выступил ректор ДГМУ Сулейман Маммаев. «Сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации — частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты. Но государственные университеты и институты все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации.
Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.
Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.
Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле появляются новые страны и региональные образовательные центры, конкурирующие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия в перспективе может стать таким центром.
Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов», - сказал С.Маммаев.
В своем докладе он обосновал необходимость срочного перехода к цифровому университету; рассказал о первом в России цифровом университете, открытом 7 ноября 2017 года, его особенностях и задачах; о проекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ», его целях и задачах, планируемых результатах; озвучил уровни платформы цифрового университета, требования ФГОС ВО к электронной информационной образовательной среде.
Было отмечено, что в рамках реализации проекта внедрения системы электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС) в ДГМУ проводятся консультации преподавательского состава по вопросам эксплуатации ЭИОС. Консультации проходят в форме экскурса в функционал ЭИОС для преподавательского состава, сотрудников кафедр ДГМУ; проводятся практические занятия, конференции по схеме «вопрос-ответ».
Что касается уже проведенной работы, то ректор сообщил, что в нашем университете открыта и функционирует студия по дистанционному чтению и записи лекций. «Уже подготовлено более 110 студийных записей лекций по 40 врачебным специальностям. Лекции используются преимущественно при реализации повышения квалификации врачей через систему непрерывного медицинского образования. За 2017 и 2018 годы с использованием дистанционных образовательных технологий прошли повышение квалификации 750 врачей.
Дистанционное образование реализуется через рассылку учебного и учебно-методического материала через электронную почту. Как правило, рассылаемый материал включает себя запись лекции, слайды, методические рекомендации по освоению материала лекции и тестовое задание. Результаты выполнения тестового задания обсуждаются преподавателем при прохождении очной части цикла», - отметил С.Маммаев.
Он также сказал о том, что вуз столкнулся с тем, что для полноценного внедрения самых передовых дистанционных образовательных технологий не хватает как оснащенности отдаленных медицинский учреждений высокоскоростной и устойчивой интернет-связью, так подготовленности самих медицинских работников к работе в цифровой среде.
«Недостаточно подготовлены и сотрудники кафедр к работе с дистанционными образовательными технологиями. Чтобы преодолеть эти проблемы в Институте ДПО предпринимаются определенные усилия, как для приучения слушателей к использованию электронных образовательных ресурсов, так и для убеждения персонала кафедр к высокой эффективности их внедрения», - подчеркнул ректор.
С информацией о приеме в клиническую ординатуру выступила начальник управления докторантуры, аспирантуры, ординатуры и интернатуры Аминат Магомедова. О переходе на пятидневную рабочую неделю рассказал проректор по учебной работе Руслан Шахбанов. В разделе «Разное» прозвучала информация от ректора, проректоров университета, руководителей структурных подразделений.
Пресс-служба ДГМУ