Завершающаяся сейчас коронавирусная пандемия в 2021 году уже станет

Завершающаяся сейчас коронавирусная пандемия в 2021 году уже станет, смеем надеяться, историей: в Братском госуниверситете на прошлой неделе прошло первое с начала жестких эпидемических ограничений, первое за последний год массовое мероприятие в жизни городского педагогического сообщества – состоялась традиционная XVIII (XXXIV) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования».

Выход из профессиональной изоляции благотворно сказался на активности участников конференции. В этом году их число оказалось рекордным, 400 педагогами (в их числе – 60 преподавателями БрГУ) было подано 272 доклада. Обширной оказалась и география участия – статьи были присланы коллегами из Владивостока и Белгорода, Улан-Удэ и Иркутска, Москвы и Хабаровска, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга, Воронежа и Железногорска.

В конференции приняли участие представители Департамента образования администрации города, общественных организаций и педагогической общественности Братска, преподаватели и сотрудники университета.

3 марта участников пленарного заседания тепло приветствовал ректор И.С. Ситов. Пленарное заседание было открыто ярким, содержательным докладом директора МБОУ «СОШ № 18» О.А. Ефимовой, ознакомившей собравшихся с опытом трансформации управления образовательным процессом в период пандемии. Огромный интерес вызвали оригинальные варианты решения проблем, с которыми столкнулись все образовательные организации в 2020 г., оптимизм докладчицы, рассмотривавшей вызовы ситуации не как испытание, но как залог роста системы – повышения методической грамотности учителей, индивидуализации образования, большей интеграции учительской и детско-родительской общественности, постепенное превращение традиционных схем взаимодействия учитель-ученик в систему наставничества, фактический переход высокомотивированных учащихся к системе самообразования.

Мысль коллеги о стремительной деактуализации многого из опыта, нарабатывавшегося образовательной системой десятилетиями, подхватила и развила Ю.В. Безкровная, заместитель директора по НМР МАУ ДПО «Центр развития образования» Департамента образования. Усиление сетевого взаимодействия в ситуации пандемии также позволило Центру развития образования города, занимающемуся, в частности, организацией профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогического персонала, индивидуализировать подход к запросам педагогов города. Слушатели были впечатлены обилием и разнообразием видов, форматов, методов, колоссальной вариативностью в целом среды педагогической профподготовки города.

Доклад представительницы Братского педагогического колледжа Г.В. Никитиной был посвящен многообразию форм сопровождения профессионального самоопределения обучающихся буквально со старшего дошкольного возраста. Докладчик особо подчеркнула, что на смену традиционным механизмам «рекрутирования в специальность» приходят инновационные схемы кадрообразования, основанные на глубоком и всестороннем знакомстве с избираемой профессией, формировании психологической готовности к труду: профессиональные пробы, проекты, стажировки и т.д. Рост внимания к профессиональному самоопределению требует серьезной материальной базы, что неизбежно подталкивает образовательную систему к тесной интеграции с сообществом работодателей, отечественными и иностранными общественными организациями.

Пленарное заседание было завершено докладом проректора по учебной работе Е.И. Луковниковой и координатора учебно-методической деятельности университета Г.П. Нежевец, посвященным актуальным вопросам, связанным с методологическими и методическими основами построения инновационной системы практической подготовки обучающихся университета, эффективными механизмами повышения роли и значения не только собственно практик, но практической подготовки, вкрапленной в каждую дисциплину и непрерывно реализующейся в рамках всех преподаваемых предметов. Внедрение практико-ориентированного обучения, в свою очередь, связано с выполнением требований ФГОС 3++, а также с развитием партнерских связей университета.

Все доклады вызвали острые, содержательные, бурные дискуссии, продолжившиеся в кулуарах, за ароматным чаем.

3 и 4 марта участники конференции продолжили работу в секциях, где вниманию были представлены не менее интересные доклады и сообщения: в секции № 1 – о системе менеджмента качества образовательного учреждения; в секции № 2 - об организации воспитательной работы в современных социокультурных условиях; в секции № 3 - о применении информационных технологий в образовании; в секции № 4 - об организации воспитательной работы в современных социокультурных условиях; в секции № 5 - об особенностях довузовской подготовки и профориентации как залога правильного функционирования непрерывной системы образования; в секции № 6 - об экологическом образовании.

5 марта состоялось заключительное заседание конференции, на котором была констатирована высокая продуктивность секционной работы, а также выработан ряд практических рекомендаций. Так, руководители секций дружно отметили необходимость всестороннего расширения взаимодействия университета с образовательными организациями города, поиска новых методов и форм сотрудничества.

Как одна из жгучих проблем современной образовательной системы была обозначена проблема преемственности в реализации профориентационной деятельности обучающихся от детского сада до университета. С этой целью участниками конференции было рекомендовано интенсифицировать использование технологии проектной деятельности обучающихся дошкольного и среднего звена образования с привлечением возможностей нашего университета.

Основной акцент в докладах разных секций был сделан на проблемы взаимодействия учителя с учениками в условиях дистанционного обучения, применения новых форм преподавания дисциплин и воспитания с использованием современных компьютерных технологий и мультимедиа, на проблемы обучения школьников с различным типом интеллекта.

Участники конференции выразили горячую благодарность ФГБОУ ВО «БрГУ» за предоставленную возможность неформального общения с коллегами из других образовательных организаций. Традиционно наш университет – это глобальная городская площадка, в рамках которой могут плодотворно общаться представители разных уровней образования. В условиях дефицита профессионального общения из-за эпидемических ограничений, а также традиционной для педагогов нехватки времени, работавшие в секциях педагоги выразили надежду на интенсификацию обмена опытом под эгидой университета. Так, преподаватели физической культуры прямо рекомендовали создать на базе университета координационный центр методического сопровождения по вопросам физического воспитания и спорта.

Результаты конференции высоко оценены её участниками и будут использованы в дальнейшем планировании и осуществлении научной и учебно-методической работы кафедр университета и образовательных учреждений г. Братска. По материалам конференции подготовлен сборник научных статей, электронная версия которого будет частично размещена в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и проиндексирована в РИНЦ.

Источник: https://vk.com/brstu?w=wall-2220502_10281