Ректор Московского государственного университета пищевых производств Михаил Григорьевич Балыхин выступил на ежегодном Московском международном форуме «Город Образования».
Этот форум объединяет ученых и бизнесменов, педагогов и родителей, учащихся школ и студентов - всех, кому интересны современное образование, уникальные практики и новейшие образовательные технологии. Более 100 участников выставки, около 130 000 посетителей.
Основная идея форума - «Город, который учит и учится» - процесс, в котором участвуют все жители и профильные учреждения столицы. Эта модель близка всем городам и странам мира, для которых образование является ключевой сферой развития.
Главная цель форума в этом году - интеграция ресурсов города для создания единой образовательной среды и формирования компетенций XXI века, которые помогают создавать условия для развития потенциала международной системы образования.
В рамках реализации концепции форума важна возможность обмена опытом, обмена реализованными программами развития. Именно поэтому выступление ректора МГУПП, университета, который демонстрирует уникальное развитие и высокие результаты, было особенно актуально и вызвало большой интерес у участников форума.
«По нашей традиции нужно оказаться на грани, чтобы начать меняться целиком. - начал свое выступление Михаил Григорьевич - Когда я приходил, со своей небольшой командой, контингент был 2500 человек. Теперь это университет, который поднял балл ЕГЭ с 61 до 72 (в этом году) за 2 года. МГУПП занял первое место по динамике ЕГЭ».
Михаил Григорьевич поделился тем, как были достигнуты такие результаты.
Он отметил, что сегодня вузы в большинстве своем интеграторы, которые дают возможность получать образование и навыки различным слоям населения (детям, студентам, людям с высшим образованием, людям старшего возраста).
В последние годы многие пытаются копировать западные или азиатские модели образования.
«Мы пошли по другому пути. Мы решили перезагрузить вуз и задать себе вопрос - какие у нас горизонты? Что такое университет сегодня? Готовит он кадры для кого, для чего? Если для отрасли, для предприятий - это и так понятно, но очень важно задать рамку вузу.
Университет пищевых производств исторически готовил кадры для пищевой промышленности. Вуз обеспечивает часть национальной безопасности - пищевую и продовольственную безопасность.
Укрепление национальной безопасности государства за счет развития пищевой науки, здоровьесберегающих технологий, подготовки кадров, кадров, которые готовы меняться в соответствии с политической, экономической ситуацией, встраиваться в меняющиеся процессы глобализации - это наша рамка.
Мы задали широкую рамку и практически сформулировали различные векторы развития университета. И сейчас мы имеем многовекторный вуз - вуз возможностей, который реализует различные векторы.
Какие? Это интеграционно-просветительско-образовательный и научно-внедренческий кластер. Что это такое? Вот в моём понимании сегодня университет, особенно прикладного толка, успех может иметь только в том случае, если он не просто готовит кадры, взятые по баллам ЕГЭ или привлеченные только по целевым договорам. Это должен быть вуз, который действительно обучает и просвещает ребят и доказывает, что профессия, которую получит ребенок - она действительно будет перспективной, она позволит ему стать частью экономической, профессиональной системы. Это будет высокооплачиваемая работа, он должен любить свою профессию» - рассказал в своем выступлении ректор МГУПП.
Университет двигается по пути предметной работы со школами, с СПО. На территории МГУПП работают различные экспозитарии, которые популяризируют не только университет, но и отрасль в целом. Это музеи шоколада, напитков, хлеба и многого другого. Безусловно МГУПП - это прикладное образование, но какое?
Прикладной современный вуз сегодня - это вуз-предприятие, вуз, который имеет возможность на своей территории генерировать небольшие мини производственные мощности. Это необходимо чтобы студент мог отрабатывать первые компетенции hardSkills не выходя за территорию университета. Сам вуз построить такие мини предприятия не может, он может это сделать только с бизнесом. И получается, если вуз открыл хотя бы одно предприятие, значит как минимум один заказчик на кадры, науку, на работу с вузом уже есть. Если он еще и сделал так, что бизнес вложился в любом формате (деньгами, оборудованием, своей кадровой составляющей), то это уже победа вуза, потому что регулятором является бизнес, он оценивает, как работает рынок - ни государство, ни министерства, а именно бизнес, потому что он зарабатывает деньги.
Современный университет - этот триггер перехода, он тот, кто подсказывает бизнесу о горизонтах, показывает новые точки роста, дает возможность подкрепить это кадрами и прикладной наукой. МГУПП буквально за полтора года открыл порядка 20 учебно-производственных лабораторий. Это именные лаборатории, корпоративные, которые созданы с конкретным бизнесом. Никто не спорит, что каждый университет обязан заниматься наукой, но какой? Университет наладил очень тесные связи с НИИ. Но НИИ - это фундаментальная наука, они задают векторы направления, а университет - это прикладная наука. Университеты ближе к бизнесу. Они готовят кадры и ведут научные исследования, которые должны быть полностью скоординированы с предприятиями. Ну и, безусловно, внедрение. Университет может и должен создавать малые предприятия. Но какие это предприятия? Это команды выпускников, это стартапы, которые обязан создавать вуз, которые либо сами могут выходить как ячейки экономической инфраструктуры, либо быть частью модели крупного предприятия, брать на себя новые направления.
«СПО-вуз-предприятие. Есть такое понятие – аллокатор. Аллокатор – это синоним центрифуги. В свое время я выдвинул позицию, что современный университет это некая инфраструктура, которая должна напоминать собой центрифугу, воронку с узким входом и широким выходом. Мы реализуем это сейчас и этот подход очень сильно нам помогает. На входе - разные абитуриенты, выпускники школ с разной подготовкой , выпускники СПО - это абсолютно разные ребята, одни четко понимают для чего идут в вуз и понимают что такое рабочие профессии, другие - не всегда хорошо понимают что от них жизнь ждет, но очень хорошо знают точные науки. Нужны и те и другие. Должен быть баланс.
У нас работает модель, когда вуз может реализовывать программы подготовки по рабочим профессиям. Дальше идет бакалавриат, который включает в себя программы именно прикладной подготовки совместно с предприятиями. У любого студента есть возможность пройти несколько жизненных траекторий в рамках профессиональной траектории вуза. Аллакатор – это инфраструктура в которую залетают частицы абсолютно разные, движутся хаотично внутри системы, но самые тяжелые, умные и перспективные оседают на стенках и задача вуза, как интегратора, объединить их в правильные команды и выдать на выходе как стартап. Эта та модель, которая четко показывает всю эту суть образовательного процесса которую реализую МГУПП.»- рассказал М. Г. Балыхин.
Он также отметил как кардинально изменилось восприятие вуза. «Раньше думали что пищевой университет готовят только поваров, но нет! Мы готовим механиков, технологов, управленцев, причем управленцев крупных технологических предприятий.
Специалистов, которые обладают прикладными компетенциями, знают механику, технологию, имеют профессиональные навыки, которые позволяет управлять коллективом, двигать предприятие. Очень важны и компетенции будущего. В прошлом говорили - автоматизация, сейчас это робототехника, раньше - графика, сейчас промышленный дизайн. Все это должно быть в современном технологическом университете. Поэтому мы сейчас и получаем статус Московский технологический университет.»
Чтобы специалист был востребован, он должен разбираться в инженерии, должен знать технологию. В МГУПП стали разрабатывать симуляторы, стали создавать цифровые двойники существующих производств. Обучающийся имеет возможность на компьютере тактильно попробовать практически любое производство - хлебопекарное, молочное и т.д. - это тоже часть технологической подготовки специалиста, это обязательное прикладное обучение в режиме лайф.
«И, самое главное, в университете принципиально изменилась магистратура. Реализован принцип: бакалавриат - технологический, магистратура - управленческая. Студент, на бакалавриате изучил технологии, убедился, что он будет заниматься этим направлением. В магистратуре ему дают четкие компетенции управленца и «докручивают» его уже как специалиста, который может работать в любых категориях.» - завершил свое выступление Михаил Григорьевич Балыхин.
«Город образования» крупнейшее образовательное событие в мире. Международная коммуникационная и выставочная площадка по обмену опытом в формате нетворкинга для эффективной реализации идей открытого образования и создания продуктивных горизонтальных связей.
29 августа – 1 сентября 2019
Москва, ВДНХ,
павильон №75