Управляющий АО «Владимирский хлебокомбинат» Алексей Лялин о подготовке специалистов в высших учебных заведениях
Ожидания от деятельности университетов
- На сегодняшний день ожидания производителей и рынка в целом от уровня и степени подготовки специалистов в вузах несколько разнятся от имеющегося итогового результата. На производстве ждут, что придут профессионалы, которые, во-первых, станут действительно руководителями и будут владеть определенным инструментарием для руководства коллективом и управления людьми. Во-вторых, у них будут определенные прикладные компетенции, что очень важно. Но выпускаются сегодня из вузов, как правило, хоть и хорошо подготовленные специалисты, но слабо владеющие, или не владеющие вовсе, навыками руководителя. Кто-то из них видит свои дальнейшие перспективы в научной деятельности, в решении наукоемких проблем. При этом существует некий разрыв ожиданий, которого не было в прошлом. Раньше наша страна могла себе позволить выпускать большое количество выпускников за бюджетный счет. Сейчас мы живем в условиях рынка, и все умеют считать деньги. Производители готовы эти деньги платить, но именно за выпускников, которые способны решать конкретные производственные задачи.
Система образования требует перемен
- В системе подготовки кадров с высшим образованием, безусловно, нужны перемены. Студенты уже в период учебы должны четко понимать, куда они пойдут после окончания учебного заведения. Если в науку, то, возможно, не стоит тратить значительное время на прикладные вещи, такие, как управление коллективом, что крайне необходимо для тех студентов, которые планируют связать свою дальнейшую жизнь с производством. Поэтому и необходима более подвижная образовательная система, о чем постоянно говорит и добивается этого Михаил Григорьевич Балыхин (ректор МГУПП). Университет - это живой организм. Каждый студент должен в полной мере использовать все его возможности, и брать для себя именно то, что пригодится в будущем. Так работают лучшие мировые вузы. Я абсолютно уверен, что подготовка кадров с высшим образованием в нашей стране должна меняться в соответствии с запросами рынка. Необходима тонкая настройка всей системы выпуска специалистов, как узкопрофильных, так и широкопрофильных. Сами вузы в чем-то уже перестроились, но, повторюсь, необходимо, чтобы поменялась вся система. Она должна в полной мере способствовать выпуску “штучного товара” для рынка. Рынок, между прочем, тоже живой организм. За последнее время он очень сильно изменился и продолжает меняться. В нашей отрасли сегодня один завод отличается от другого очень многим: технологиями, оборудованием, подбором кадров… У кого-то есть на заводе маркетинг, у кого-то нет, у кого-то есть коммерческая служба, кто-то обходится без нее. Эта разная конфигурация заводов требует абсолютно разных уровней и форматов подготовки специалистов. Или другой пример. Раньше, по большому счету, не было ни безглютенового хлеба, ни замороженных хлебопродуктов, не было требований к продукту длительного срока хранения... Сегодня все изменилось. Появилась потребность в специалистах именно по этим технологиям. Соответственно, нужны всероссийские программы, согласованные и утвержденные на уровне министерств. А для того, чтобы наша исполнительная власть была абсолютно в курсе всех вызовов, с которыми мы сталкиваемся, всех подобных заявок и запросов, необходим диалог профильного министерства не только с вузами, но и с предприятиями – конечным заказчиком. Я бы переосмыслил и роль научно-исследовательских институтов, которые должны, на мой взгляд, заниматься сегодня не столько разработкой рецептур, сколько разработками моделей будущего развития, в том числе развития отраслей, развития рынка, экономики.
Сколько специалистов нужно отрасли?
- Очевидно, что единственного маркера, благодаря которому можно адекватно оценить рынок востребованности кадров, не существует. Как собрать объективные данные по потребностям в кадрах? Давайте признаемся честно, далеко не каждое предприятие может сделать необходимую аналитическую справку. Нужен пересмотр, создание определенной аналитической системы с конкретными центрами в каждом субъекте. Данные по линии Минсельхоза, Минпромторга, Министерств, отвечающих за образовательный процесс, должны, безусловно, консолидироваться и правильно использоваться. Потребность в кадрах сегодня, как никогда, должна быть очень четко прогнозируема. Не надо забывать и о том, что скоро включится такой очень важный фактор, как увеличение пенсионного возраста. Это приведет к тому, что буквально через 10 лет, еще более возрастет потребность не в высококвалифицированных кадрах «вообще», а именно в узких, точечных специалистах. Вузы должны быть готовы к тому, чтобы в рамках общероссийской программы иметь соответствующие программы для переподготовки кадров. Взять, к примеру, нашу отрасль. Как нам получить специалиста, идеально разбирающегося в вопросах тестоведения? Специалиста, умеющего прогнозировать, моделировать процессы с учетом использования новейшего оборудования. Это потребует, в частности, и дополнительного финансирования для вузов. Студенты обязаны выезжать на зарубежные выставки, на современные предприятия, являющиеся мировыми лидерами. Что просто невозможно без изменения самой системы подготовки кадров.
Модели подготовки и как найти нужного специалиста
- Образовательных моделей много. Но совсем не факт, что, если мы возьмем какую-то западную модель и применим ее в России, она сможет успешно работать. Самое главное – эффективность. Взять ту же Европу. На нашем направлении эффективно работает Ганноверский технологический университет, хлебопекарная школа в Авиньоне, я так навскидку больше и не назову. При этом огромное количество отраслевых заводов, у них успешно работает, и нет дефицита кадров. А у нас, по-моему, более трех десятков вузов готовят технологов и при этом существует дефицит технологических специалистов. Мы главного технолога на завод искали 2 года. Нам не подходили рядовые технологи, нужен был новый взгляд, доскональное знание оборудования и так далее. Через два года поисков нашли нужного человека и, кстати, зарплата у этого специалиста выше 150 тысяч рублей, что и для Москвы не плохо, не то, что для Владимирской области. Такие специалисты единичный, штучный товар. Но где они? На рынке их днем с огнем не сыскать. Очень рассчитываю на МГУПП. Во многих вопросах мы с ректором, Михаилом Григорьевичем, единомышленники. Считаем, что у студента должен быть добровольный профиль. Планируем создать портал, на котором работодатели получат возможность увидеть характеристики и оценки студентов, которые выпускаются. Если раньше, такие вещи как участие в общественной жизни, дополнительные курсы, не считались и не учитывались, то теперь социальная активность студента тоже оценивается. Важные факторы - умение работать в команде, организовать коллектив. Если мы видим, что студент во время обучения в вузе занимался на дополнительных курсах, посещал факультативы - это значит, что он хочет расти и развиваться, и тем нам интересен. Не вижу ничего плохого в том, что пользование таким порталом может быть платным для предприятий. За перспективных выпускников можно и нужно бороться. И почему бы не проводить аукционы по их драфту на первый рабочий год? Для настоящих “звездочек” и зарплаты должны быть соответствующими. Еще об одном хочу сказать. Практика - это основа формирования вузовских программ. Нужно, чтобы студенческая практика была не менее 1 месяца и проходила непосредственно на заводах. Завод вместе с вузом должны подготовить студентам ряд практических заданий, выполнение которых стало бы основным итогом практики. Целесообразно, чтобы эти задания включали конкретные предложения по улучшению технологий, производственных процессов и т.д. Руководитель практики, вместе с студентами смогут донести всю проблематику и для вуза, с целью использования ее в учебном процессе и выработке «ноу хау», новых подходов и решений. Такая работа может стать частью процесса дальнейшего развития образовательных программ и научных исследований университета.