# Образование

Итоговое сочинение уже завтра: что можно успеть прочитать

Репетитор советует, что прочитать и что из прочитанного использовать

В среду 4 декабря все одиннадцатиклассники страны пишут итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Также хорошо написанное сочинение может дать дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы. 

Уже известны 5 тем этого года: «Война и мир», «Надежда и отчаяние», «Гордость и смирение», «Добро и зло» и «Он и она». Как показали опросы, самыми популярными среди выпускников темами будут две последних. Однако конкретные темы заранее не разглашаются: их формулируют непосредственно перед испытанием и распределяют по регионам. Писать сочинение школьники будут 3 часа 55 минут

Школьники, которые по каким-то причинам не смогли написать сочинение 4 декабря, смогут написать его 5 февраля или 20 мая 2020 года. Также в дополнительный день можно закончить незавершённую по уважительным причинам работу. 

Основной критерий, которому должно отвечать сочинение — соответствие теме. Если автор не понимает, о чём пишет, или его рассуждения уходят в сторону, за этот критерий ставится ноль баллов — а это значит «незачёт». 

Второй обязательный критерий — сочинение должно опираться на литературный материал. Аргументы обязательно должны быть из литературных произведений — их отсутствие также гарантирует вам «незачёт». 

Для того, чтобы получить зачёт, сочинение должно соответствовать ещё как минимум одному критерию. Среди них: композиция и логика, качество письменной речи и грамотность.   

Эксперты предлагают накануне прочитать (или освежить в памяти) несколько универсальных рассказов, которые вполне сгодятся для литературной аргументации. Это короткие произведения, которые можно прочитать за 1-2 дня (а некоторые и за 10 минут). 

Рассказы Ивана Бунина: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Солнечный удар», «Надежда»;

Рассказ Александра Куприна «Куст сирени»;  

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»;

—  Рассказ Андрея Платонова «Юшка»;

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»;

Повесть А.С. Пушкина «Станционный  смотритель»;

— Произведения Максима Горького: рассказ «Старуха Изергиль» (особое внимание — на легенды, которые она рассказывает), пьеса «На дне» (можно посмотреть ещё и спектакль).    

В качестве аргументов также можно использовать вашу любимую иностранную литературу. Например, выручат сборники рассказов Рэя Брэдбери: «Марсианские хроники», «И грянул гром…», «Лекарство от меланхолии». У него же можно почитать «451 градус по Фаренгейту». Неплохо подходят к заданным темам такие произведения, как «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.  

Также можно сослаться на фантастику и фэнтези: например, на «Гарри Поттера» Джоан Роулинг или «Властелина колец» Джона Толкина. Но тут нужно быть осторожнее и не притягивать аргументы за уши. 

Какие ещё есть советы для тех, кому совсем скоро предстоит остаться один-на-один со списком из пяти тем и чистым листом? Рассказывает филолог и репетитор с многолетним стажем Полина Сентябрьская.

— Во-первых, при выборе темы опирайтесь исключительно на свои предпочтения: на какую тему вам будет легче рассуждать? Перед началом написания чётко сформулируйте свой тезис. После лучше составить план — с ним будет намного легче. Цитаты, если вы к ним прибегаете, должны быть точными — до запятой. Лучше выучить клише — вступления, переходов от абзаца к абзацу, заключения. На баллы это не повлияет, а время здорово сэкономит. 

Хорошо ориентируясь в школьной программе по литературе, одиннадцатиклассник легко подберёт аргумент по каждой из тем. На случай, если всё вылетело из головы, Полина предлагает список произведений, разбитых по темам


«Война и мир» (к 150-летию книги)


В этой теме вам поможет, конечно же, нетленное произведения Льва Николаевича Толстого. А кроме того, в качестве аргументов можно использовать: 

А.С.Пушкин, «Капитанская дочка»;

Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

М.А. Шолохов, «Судьба человека».

Эта тема предполагает размышления над историческими и нравственно-философскими вопросами. Важно, опираясь на книгу, затронуть темы стремления человека к миру и гармонии, причин согласия и раздора людей в обществе и семье, многозначности понятий «война» и «мир», патриотизма и героизма. 


Надежда и отчаяние


А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»;

Н.В. Гоголь, «Шинель»;

М. Горький, «На дне»;

И. А. Бунин, рассказ «Надежда»;

А. Грин, «Зеленая лампа», «Алые паруса»;

Г.Х. Андерсен, «Снежная королева».

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»;

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

М.А. Шолохов, «Судьба человека».

Тут нужно обратить внимание на соотнесение понятий «надежды» и «отчаяния» с выбором активной или пассивной позиции в жизни. Как надежда помогает человеку справиться с тяжёлыми ситуациями, из которых, казалось бы, нет выхода, и в которых можно было бы предаться отчаянию? Сдаваться ли под напором обстоятельств или идти им наперекор? В сочинении важно проиллюстрировать свою позицию примерами из отечественной и зарубежной литературы. 


Добро и зло


Н.В. Гоголь, «Ревизор», «Мертвые души»;

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;

И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»;

А.Н. Карамзин, «Бедная Лиза»;

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;

А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;

Дж. Роулинг, «Гарри Поттер и дары смерти».

Вечный конфликт добра и зла положен в основу множества произведений мировой литературы. Как определить границы этих явлений? Как эти два полюса противостоят друг другу, и как это влияет на судьбу человека? Разумеется, важно проиллюстрировать тезисы примерами из прочитанных книг. 


Гордость и смирение


А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина»;

Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба», «Шинель»;

А.И. Солженицын, «Матренин двор»;

М. Горький, «Старуха Изергиль»;

И.Тургенев, «Му-му»;

Тут нужно углубиться в философский и исторический анализ понятий «гордости» и «смирения», обращаясь к опыту разных национальностей и религий. Также нужно отметить, что «гордость» можно трактовать не только как позитивное явление (чувство собственного достоинства), но и как гордыня. Понятие «смирение» тоже не нужно трактовать однозначно: это рабская покорность или внутренняя сила, которая не даёт отвечать злом на зло? Опять же, обратиться к примерам из литературы обязательно. 


Он и она


А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

А.И. Солженицын, «Матренин двор»;

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;

А.Н. Карамзин, «Бедная Лиза»;

И.Тургенев, «Отцы и дети»

Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной включает много разных аспектов: не только любовь, но и дружбу, конфликты, обоюдное неприятие. В сочинении можно будет размышлять о социальных, семейных, культурных взаимоотношениях женщин и мужчин, а также о духовных связях между ребёнком и родителями.