На протяжении шести лет реализации проекта «Современная школа» в Чеченской Республике с нарастающими показателями будут создаваться цифровые и гуманитарные образовательные центры, обучаться педагоги, внедряться новые проектные подходы в управление, меняться образовательные программы. В соответствии с параметрами финансового обеспечения данного проекта, на его реализацию из федерального бюджета будет выделено более 45,5 млрд руб., из регионального – свыше 480 млн рублей. И это самое масштабное со всех точек зрения направление национального проекта «Образование».
В рамках проекта с 2019 по 2021 год в Чеченской Республике будут построены 74 новые школы, а также одна школа с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 15 из них. Это школы в селах Герзель-Аул (600 мест), Новый Энгеной (600 мест), Илсхан-Юрт (360 мест), Джалка (480), Нижний Нойбер (720) Гудермесского района, в городах Гудермес, Аргун и Шали (720 мест в каждой), в ст.Шелковская Шелковского района (720), в с.Серноводское Сунженского района (600), в с.Гухой Итум-Калинского района (120), в с.Октябрьское (220) и в с.Беной (120) Веденского района, в с.Зоны Шатойского района (120), в с.Оси-Юрт Ножай-Юртовского района (120). Таким образом, в общеобразовательных организациях региона в 2019 году будет создано 6940 новых мест. Отметим, что 8 из перечисленных школ откроют свои двери для учеников уже 1 сентября.
В рамках регионального проекта «Современная школа» до конца 2024 года будут созданы 375 центров образования «Точка роста» для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей с охватом не менее 40 тыс. детей. Создание центров расширит возможности для предоставления качественного современного образования для школьников, которые проживают на сельских территориях, поможет сформировать у ребят современные технологические и гуманитарные навыки, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и ОБЖ».
Также на базе этих центров будут развиваться творческая проектная деятельность и шахматное образование. Отдельное внимание будет уделено профессиональному развитию педагогов, которым предстоит решать вопросы формирования «гибких» компетенций у обучающихся и реализации предметных областей в проектном ключе.
Планируется изменить содержательную сторону предметной области «Технология», в которую будут введены новые образовательные компетенции – 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин. Данные предметные области будут реализовываться на уровнях начального, среднего и общего образования, а также в формате урочных, внеурочных занятий и с помощью технологий дополнительного образования.
К 1 сентября 2019 года будет обновлена материально-техническая база школ республики для создания 83 таких центров, в основном в сельских школах. Так, например, в МБОУ «СОШ с.Итум-Кали им. Х.А.Исаева» будет открыт центр «Точка роста», который позволит решить задачи по обновлению материально-технической базы, повышению профессионального уровня педагогов, выявить и развить способности школьников, а также поможет при работе с одаренными детьми и в деле популяризации среди школьников и их родителей востребованных инженерных и технических специальностей. В настоящее время в СОШ идет работа по составлению «Дорожной карты» по созданию и функционированию центра в школе. В короткие сроки рабочей группе предстоит разработать свой дизайн-проект и проект зонирования, а также сформировать нормативно-правовую базу деятельности «Точки роста», утвердить медиаплан по информационному сопровождению проекта, разработать техническое задание для закупки оборудования. Открытие центра также запланировано на сентябрь этого года.
Одна из главных целей создания центров – уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. Поэтому созданы они будут в первую очередь в сельской местности.
В рамках проекта каждая школа получит комплект современного цифрового и учебного оборудования для обучения и организации проектной работы учащихся, а также мебель и оборудование для шахматной зоны на сумму порядка 1,6 млн рублей.
Перечень уже определен и согласован с федеральным проектным офисом. Больше всего «Точек роста» в 2019 году откроют в Веденском районе – 14 центров, по 10 – в Наурском и Ножай-Юртовском районах, 8 центров в Шалинском районе, по 7 – в Гудермесском и Грозненском районах, по 5 – в Курчалоевском и Шатойском, по 4 – в Надтеречном и Шелковском, 3 – в Ачхой-Мартановском районе, по 2 – в Урус-Мартановском и Сунженском районах, по одному – в Шаройском и Итум-Калинском районах.
Кроме этого, в рамках проекта в этом году планируется оснащение оборудованием ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих». К 2024 году будут переоснащены все восемь действующих школ республики, которые реализуют адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Также планируется реализовать комплекс мер по внедрению обновленных ФГОС общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, внедрить разработанную на федеральном уровне методологию наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности.
К концу 2020 года будет апробирована и внедрена целевая модель функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Чеченской Республики, что позволит создать необходимые организационные, методические и финансово-экономические условия и требования для дальнейшей реализации проекта.
К 2024 году будет проведена оценка качества общего образования во всех общеобразовательных организациях республики (кроме организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам) в соответствии с методологией и критериями на основе практики международных исследований качества образования и опыта проведения массовых оценочных процедур в Российской Федерации. Эта мера будет способствовать вхождению России к 2024 году в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. В образовательный процесс будут вовлечены не только ученики и педагоги – его неотъемлемой составляющей должны стать родители и общественные объединения.
Результаты реализации проекта «Современная школа» окажут существенное влияние на модернизацию системы общего образования и повышение уровня общего образования в республике.
Кратко о результатах проекта «Современная школа»
В рамках проекта с 2019 по 2021 год в Чеченской Республике будут построены 74 новые школы. В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию 15 из них.
К 2021 году планируется полная ликвидация обучения в 3-ю смену.
В рамках регионального проекта «Современная школа» до конца 2024 года будут созданы 375 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2019 году будет обновлена материально-техническая база школ республики для создания 83 таких центров, в основном в сельских школах.
В 2019 году планируется оснащение оборудованием ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих». К 2024 году будут переоснащены все восемь действующих школ республики, которые реализуют адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.