Анна Усачёва

PR-директор «Союзмультфильма»

«Союзмультфильм» в полном расцвете сил

Несколько поколений советских граждан выросли на мультиках «Союзмультфильма». Первый полнометражный мультфильм киностудии вышел ещё в 1945 году! А через 30 лет она стала одной из лучших в Европе благодаря таким шедеврам, как «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино» и многим-многим другим.

Период расцвета сменился затяжным кризисом… Но! Последние несколько лет бренд «Союзмультфильм» опять на слуху: в московском метро курсировал фирменный поезд к 80-летию студии, уже год регулярно выходят серии про жителей Простоквашино, начал свою работу крупный анимационный технопарк. А в этом году «Союзмультфильм» обещает выпустить пятьсот минут новой анимации.

О проектах знаменитой киностудии, в том числе образовательных, мы поговорили с PR-директором «Союзмультфильма» Анной Усачёвой.



— Как обстоят дела у «Союзмультфильма» сегодня?

— Основная задача киностудии «Союзмультфильм» неизменна — это производство анимации. При этом, когда мы слышим слово «мультфильм», кажется, что речь идет о привычном детском развлечении. Однако наша киностудия — хранитель традиций советской анимации, главным отличительным качеством которой было умение обучать. При кажущейся сюжетной простоте в фильмах нашего детства был заложен глубокий педагогический смысл. И «Союзмультфильм» XXI века идёт по тому же пути — создаёт качественную, увлекательную анимацию для всех возрастных групп с яркими персонажами, которые говорят с детьми на одном языке и могут заинтересовать, увлечь и научить.

Что касается текущего положения дел, то сейчас киностудия сумела подняться на ноги из почти 30-летнего кризиса. С середины 80-х на «Союзмультфильме» практически ничего не производилось, права на персонажей были распроданы, в том числе за рубеж. При этом с конца 90-х на российском рынке появились коммерческие студии, которые стали делать популярные проекты. Плюс ко всему зрительские симпатии завоёвывали харизматичные зарубежные герои. Конкурировать в таких условиях «Союзмультфильму», который практически уже находился на «аппарате искусственной вентиляции лёгких», было невозможно.

За последние 2 года многое изменилось: на 80% был обновлен административно-управленческий состав, студия переехала в новое современное здание, расплатилась по долгам. Благодаря Министерству культуры, Правительству г. Москвы и лично Мэру мы стали развиваться активнее, получили статус технопарка. Это значит, что мы по конкурсу предоставляем на льготных условиях небольшим киностудиям свои помещения и оборудование.

«Таким образом происходит взаимовыгодный процесс: благодаря совместной работе с коллегами из небольших компаний идёт непрерывный обмен идеями, интеграция кадровых ресурсов анимационного сообщества, увеличивается количество и качество произведенной анимации. А маленькие студии получают возможность реализовать свои проекты на технологическом уровне крупной киностудии».

— В каких направлениях сейчас развивается киностудия?

— На сегодняшний день «Союзмультфильм» производит как авторскую, так и коммерческую, сериальную анимацию, а также полнометражные фильмы. Помимо этого, мы участвуем в большом количестве совместных проектов с различными компаниями и организациями — государственными и негосударственными. Так, киностудия развивает партнёрские отношения с Министерством культуры, Министерством обороны, Департаментом образования г. Москвы, Фондом социального страхования, природоохранными организациями, спортивными федерациями, лидерами общественного мнения, олимпийскими чемпионами, популярными артистами и так далее. Результат этого взаимодействия — различные мероприятия, направленные на популяризацию персонажей «Союзмультфильма».

Совсем недавно, перед Новым годом, мы сделали большой проект с московским ГУМом — полное брендирование всех торговых линий магазина. Наши персонажи также появились на главной ёлке страны на Красной площади. Параллельно компания Bosco выпустила капсульную линию одежды с нашими героями.

Среди других модных коллабораций выделю очень успешный проект с компанией Puma, которая выпустила эксклюзивную линейку кед — sold out у этой коллекции случился в первый же день. У нас также были партнёрские отношения с крупными торговыми центрами, с образовательной площадкой проекта «Мастерславль», где сосредоточено — особенно по выходным — большое количество семей с детьми. Мы научились делать большие красивые ивенты, городские праздники с мастер-классами по анимации, лепке, рисованию, спортивными состязаниями, кукольными спектаклями, квестами. Часть этих развлекательно-образовательных программ разработано Детским центром «Союзмультклуб», который действует при нашей киностудии.

Союзмультфильм в ГУМе Источник
Коллекция одежды Bosco
Коллекция кед Puma

Всё это играет на укрепление бренда: мы рассказываем рынку о том, что «Союзмультфильм» сейчас живет новой жизнью и делает актуальные, и, что самое важное, безопасные для детей проекты. Последнее качество сегодня очень волнует современных родителей, и мы разделяем это беспокойство. Поэтому, прежде чем наши сценарии превратятся в аниматик («черновую» версию мультфильма), мы проводим консультации со специалистами-медиапсихологами.



— Расскажите, пожалуйста, подробнее о Детском центре. Ребята какого возраста могут туда прийти?

«Союзмультклуб» — это развлекательно-образовательный центр для детей, который устраивает тематические мероприятия, экскурсии, спектакли, мастер-классы по анимации для детей разных возрастных групп: от 4 до 17 лет. При этом частью каждой из программ является создание фрагмента мультфильма в какой-либо из предлагаемых техник: бумажной, пластилиновой, песочной. Таким образом ребёнок не просто развлекается, а получает новые, полезные навыки, которые могут быть впоследствии определяющими при выборе профессии.

— Есть ли у вас отдельные программы для разных возрастных категорий детей? И каковы по продолжительности программы «Союзмультклуба»?  

— «Союзмультклуб» предлагает своим посетителям более 15 программ для разных возрастных категорий от 0+, продолжительность которых составляет от 1 до 3-х часов. У нас есть также варианты для взрослых гостей, кроме того, отдельно мы запускаем программу повышения квалификации для педагогов по работе с детьми в рамках анимационных студий.

Что касается Школы анимации на базе «Союзмультфильма», то она рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. В процессе занятий ребята не только учатся создавать мультфильмы с использованием различных техник анимации, но и узнают об истории мультипликации, посещают лекции  режиссёров и сценаристов студии.

— На каком оборудовании проходят занятия?

— Обучение проходит на современном оборудовании для создания мультфильма, в том числе, с использованием техники 3D. Что касается мастер-классов, которые проходят в рамках разовых посещений, то в этом случае используется минимальные наборы реквизита, расходных и канцелярских принадлежностей для создания мультфильма в техниках перекладка, stop-motion, пластилиновая и кукольная анимация.

— Кто он — типичный посетитель «Союзмультклуба»?  

— Если говорить о нашем типичном посетителе, то это школьник младших классов. В последнее время целые классы даже из соседних с Москвой регионов приезжают к нам интересно и с пользой провести время. График порой расписан на месяц вперед! Поэтому мы в скором времени планируем масштабировать сеть «Союзмультклубов», открыв как минимум ещё один — в Москве, и несколько — в российских регионах.

— «Союзмультфильм» реализует какие-то ещё образовательные программы?

— Да, конечно. На основе образов нового анимационного сериала «Простоквашино», который сейчас с большим успехом идет на телеканале «Карусель», мы совместно с Департаментом образования г. Москвы создали образовательную технологию для детей возраста 4-7 лет — это и детский сад, и начальная школа. Образовательная технология содержит 8 модулей по 9-ти видам деятельности. При этом мы стараемся держаться в рамках ФГОС для того, чтобы впоследствии эта технология могла получить статус образовательной программы.

На сегодняшний день наши специалисты-методисты работают над написанием парциальной программы для развития мелкой моторики, образного и ассоциативного мышления. Среди партнёров мы видим издательство «Просвещение» и компанию LEGO Education. На сегодняшний день технология прошла апробацию в 6-ти московских образовательных организациях. Первый этап был завершён в 2018 году, и сейчас, при активной поддержке коллег из Департамента образования г. Москвы, Московского городского методического центра, ТемоЦентра, Московского образовательного канала, проходит второй. Мы рассчитываем, что в будущем этот проект разрастётся, поскольку уже сегодня виден интерес и родителей, и детей.

— Вы говорили, что технология уже прошла апробацию в нескольких образовательных учреждениях. Это были школы, детские сады или что-то другое?

— Апробация прошла на базе дошкольных образовательных учреждений, находящихся в составе единой ГБОУ, — это «слитые» детские сады и школы.

— Скажите, на «Союзмультфильме» проходят стажировки и практики для студентов? Как туда попасть?

— Да, проходят, как и на любом другом профессиональном предприятии. Мы являемся подведомственным учреждением Министерства культуры, поэтому принимаем студентов из профильных вузов.

— После этого можно остаться работать у вас?

— Конечно, можно, если профессиональный уровень специалиста позволит ему у нас остаться. У нас очень много молодых режиссёров и аниматоров — все они пришли из высших учебных заведений либо из профессиональных образовательных организаций. Теперь успешно работают.

— Студенты какого вуза, по вашим наблюдениям, самые успешные?

— Здесь сложно выделить, поскольку в России на данный момент не так много ВУЗов, обучающих специалистов для анимационной индустрии. Крупных два — ВГИК и СПбГИКиТ. Есть ещё частная школа-студия «ШАР», обучающая авторской анимации, есть школа компьютерной графики Scream school, однако на данный момент определенно ощущается нехватка образовательных программ для специалистов отрасли среднего звена. Я думаю, этот вопрос решится в ближайшие годы, сейчас ведётся активная работа по созданию образовательных стандартов в анимационной сфере, в которой принимает участие и наша киностудия.



— Вы говорили про образовательную технологию на основе «Простоквашино». Расскажите, как вообще пришла идея снять ремейк мультсериала?

— Концептуально новое «Простоквашино» не ремейк советского мультфильма. Это сериал, для которого была разработана оригинальная рисовка, прописана система взаимоотношений персонажей, введены новые герои.

«Это не "младший брат" советского мультфильма, а отдельный проект, который с классическим мультфильмом объединяет общая литературная основа».

Когда «Союзмультфильм» начал свою новую историю, возникла идея создания семейного мультфильма, который бы объединил детскую и взрослую аудитории. «Простоквашино» идеально вписывалось в эту концепцию, предоставляя возможности для совместного смотрения. Ну и потом обновленному «Союзмультфильму» для хорошего старта был просто необходим узнаваемый проект.

Источник: www.kp.ru

— Сколько стоит одна серия «Простоквашино» на производстве?

— Анимационное производство — очень трудоёмкий процесс, многие даже не представляют насколько. Ведь если мы говорим о кино, то там есть всегда некий изначальный ландшафт, артисты, которые исполняют роли, а в мире анимации необходимо сделать всё от и до: полностью продумать мир, вселенную, героев. Поэтому в работу над мультипликационным фильмом включены, например, не один аниматор, а сразу несколько: художник-постановщик, художник-прорисовщик, художник-фоновщик и др.

Соответственно, ввиду своей трудоёмкости, затраты на создание анимационного фильма весьма существенны. Конечно, всё ещё зависит от количества персонажей и техники исполнения, и если говорить о конкретных и соизмеримых цифрах, то вот, например, компания Danone вложила в создание 30-ти серий нового «Простоквашино» 500 млн. рублей.

— По аналогии с «Простоквашино» — будут ли персонажи из других известных мультфильмов обретать вторую жизнь? Будут ли ремейки других советских мультиков?

Мы не хотим «реанимировать» старые франшизы исключительно ради сиюминутного привлечения внимания. Если такой запрос и появится — он должен сформироваться естественно, персонажи должны как бы сами «попроситься» на экран, приняв современные реалии. Так, типажи героев, которые созданы в «Ну, погоди!» были характерны для своего времени, но, если они останутся такими же в современных условиях, возникнет диссонанс. Поэтому какой-то самоцели создавать ремейки у нас нет.

И потом, классические герои могут получать новую жизнь за счёт различных спин-офф проектов, которые могут быть не связаны непосредственно с анимацией. Так, например, у Шарика из «Простоквашино» не так давно появился свой аккаунт в Инстаграм. И это очень успешный проект: за 3 месяца он набрал 10 тыс. живых уникальных подписчиков. А Кот Матроскин обзавелся собственной рубрикой на «Русском радио» в утреннем шоу «Русские перцы» — загадывает слушателям ребусы.

— А как обстоят дела с новыми сюжетами?

— Их довольно много: сейчас в производстве 10 сериальных проектов и ещё порядка 10 — в блоке авторских фильмов. Часть из них уже можно увидеть в эфире: это новые сериалы «Оранжевая корова» и «Пластилинки» — они идут на канале «Карусель», как и «Простоквашино».

Одновременно мы работаем и над полнометражными фильмами. Так, в прошлом году был завершен и вышел на экраны 17-летний «долгострой» — кукольный полнометражный фильм «Гофманиада» по сказкам Эрнста Амадея Гофмана. Каждая кукла для этой картины делалась порядка полутора месяцев, а часть эскизов принадлежат перу художника Михаила Шемякина. Безусловно, этот фильм войдёт в учебники анимации по всему миру.

Еще один наш полнометражный проект — «Суворов». Это история о мальчике, который попал в стан к великому полководцу. Через восприятие молодого человека рассказано несколько эпизодов периода Швейцарского похода 1799 года. При этом картина не станет хрестоматийным байопиком (биографический фильм — прим. ред.) — это будет мультфильм для семейного просмотра, в котором найдется место и юмору, и любовной истории. Примечательно также то, что «Суворов» делается с помощью современной технологии Motion capture, которая позволяет передать движения актёра анимационному персонажу. С помощью этой технологии были сняты, например, «Аватар» и «Властелин колец». Еще один интересный факт — в фильме оживёт легендарная картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Она была специально перерисована для нашего фильма.

Премьера ленты запланирована на 2020 год, и мы рассчитываем, что обаяние персонажей и самой картины вызовет у зрителей разных поколений живой интерес к истории, которую многие до этого знали только со страниц учебников.

Источник: pikabu.ru

«Если подытожить сказанное, то сегодня мы делаем акцент на новых проектах, но при этом даём "новую жизнь" и персонажам классической анимации».

Кстати, в этом году пять наших легендарных мультфильмов празднуют юбилей: «Умке», «Бременским музыкантам», «Крокодилу Гене», «Ну, погоди!» и «Винни-Пуху» исполняется 50 лет со дня первого появления на экранах. В этой связи мы готовим серию проектов: сюда входят и комиксы, и различного рода мероприятия, проекты в соцсетях, диджитальном мире.


Любимая с детства киностудия «Союзмультфильм» уверенно встаёт на ноги. Молодые режиссёры и аниматоры создают всё больше новых качественных мультфильмов и сериалов, которые не только развлекают, но и обучают малышей.

Вернёт ли «Союзмультфильм» былое величие? Время покажет! Мы желаем киностудии успехов на этом непростом пути и благодарим Анну Усачёву за интересное интервью.