Руководитель класса 2.0
Наталия Файдюк
Директор школы №2065
Роль классного руководителя в жизни детей за последние годы сильно изменилась. И если раньше его задачи могли ограничиваться поверхностным контролем над школьной жизнью учеников, то теперь педагог должен вникать в особенности каждого ребёнка и умело администрировать всю образовательную стратегию каждого. Для этого нужно виртуозно владеть soft sкills, находить общий язык с детьми и общаться с ними как авторитетный наставник - в общем, быть мудрым руководителем. Как современные педагоги становятся умелыми управленцами, что для этого нужно и как контролировать этот процесс? Рассказывает директор школы №2065 Наталия Файдюк.
— Каким должен быть современный руководитель класса?
— Важно, чтобы руководитель класса был не просто «школьной мамой» для детей, а по-настоящему управлял коллективом. Должен обладать «гибкими навыками» — умением выстраивать коммуникацию, нестандартно мыслить, прогнозировать результат, работать в команде. Одна из основных задач руководителя класса - объединить коллектив, учеников класса, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов, внешних партнёров, а в самом классе влиять на траекторию развития каждого ученика, используя разнообразные методы и ресурсы. Это главная задача педагога.
Современный классный руководитель иначе общается с мамами и папами учеников. За последние 5-10 лет запросы к школе у родителей изменились: они хотят, чтобы ребёнок заканчивал школу не просто с набором предметных знаний, но и с чётким осознанием того, как выстраивать своё дальнейшее образование. Родителей тревожит качество образования и умения, которым ребёнка обучают в школе.
К классному руководителю появляется всё больше вопросов, которые нужно решать оперативно. Поэтому появились чаты, педагог и родитель переписываются, общаются по телефону, обсуждают проблемные моменты в режиме онлайн. Классный руководитель должен быть к этому готов. Иными словами, сейчас отношения с родителями более быстрые, но, в то же время, и более содержательные. Темп жизни изменился, родители много работают. Зачастую не могут прийти в школу по вызову учителя. Поэтому в нашей школе все вопросы решаются дистанционно, а родительские собрания проходят в онлайн. Когда-то собрания только начинались в 19.00. Теперь всё иначе.
— По каким критериям можно оценить работу руководителя класса?
— В нашей школе главный критерий — это успешность учеников. Успешность индивидуальную. Все дети разные, для одного достижение — победить в финальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, у другого — отсутствие «троек» в четверти. Есть ребята увлеченные спортом, другие волонтёрством. У всех разный взгляд на успех, да и социальные условия. Главное, чтобы результат был значим для самого ребёнка.
— Как вы это отслеживаете как директор школы?
— Это видно по общей обстановке в школе и классе. Мы смотрим на применение таланта ребёнка. У нас есть предпрофессиональные классы: медицинский, инженерный, кадетский — много возможностей найти применение своим способностям.
Многие в школе получают дополнительную профессию: от медсестры широкого профиля до оператора ЭВМ, от полицейского до автослесаря. Школа налаживает сотрудничество с колледжами, ученики сдают предпрофессиональные экзамены и получают свидетельства. Это начальная ступень, но ребята могут, например, подрабатывать и учиться в вузе. Это хороший карьерный старт, а определиться с тем, какие навыки лучше получить, помогает как раз классный руководитель.
Безусловно необходимо анализировать работу каждого руководителя класса. Учителя информатики разработали электронную систему, где педагоги отмечают успехи своих детей. И наглядно видно процент успешных детей. Главная задача — чтобы каждый ребенок был реализован. Каждому найти дело и занятие, где он станет успешным.
— Любой ли учитель может стать руководителем класса?
— Только тот, кто имеет желание расти над собой. Для учителей проходят курсы повышения квалификации как в школе, так и за ее пределами. В городе много возможностей: например, в МГПУ есть курс повышения квалификации с уклоном в психологию. Можно поучиться в Городском психолого-педагогическом центре, Городском методическом центре, Ассоциации классных руководителей. У современных педагогов много возможностей для профессионального роста. Большинство учителей этим пользуется. Современные дети овладевают информацией быстрее, чем родители и учителя, а чтобы педагог был интересен детям, ему надо непрерывно учиться.
— Как руководитель класса работает с ребятами?
— Есть классические методы взаимодействия: беседы и классные часы, только проходят в другом виде, скажем, «мозговой штурм» над внутриклассным или внутришкольным проектом. А тот классный час, где обсуждали прогульщиков и двоечников канул в прошлое. Сейчас в класса создается мини проектный офис, и каждый ученик работает над своей частью одной общей задачи.
Например, у нас есть проект «Активные перемены», когда один класс для другого продумывает задания. Все идеи обсуждаются на классных часах, а руководитель класса умело распределяет роли, зная, кто поёт, танцует, складывает оригами, может объяснить технологию младшим или любит играть с малышами.
— Как успех работы классного руководителя может сказаться на школьнике?
— Работа руководителя класса видна в отношении ребят, у которых есть проблемы в семьях. Когда ребёнок из благополучной семьи гармонично развивается и берёт высоты, это кажется логичным и закономерным. А когда что-то получается у детей из не совсем благополучных семей или у ребят с ОВЗ, скажем, они становятся призёрами профессиональных чемпионатов, часто это заслуга классного руководителя, который вовремя заметил способности и сподвиг ребенка на развитие, объяснил, что не обязательно брать пример со среды, в которой они растут. Наши ученики так находили себя в визаже и веб-дизайне. Руководитель класса — это проводник, социальный лифт для каждого, даже не совсем успешного по стартовым показателям.
— Ведь всегда были классные руководители, заинтересованные в учениках и помогающие им. А были и те, задачи которых сводились к выставлению оценок в четверти. Сегодняшние программы развития классных руководителей нацелены на то, чтобы максимально заинтересовать педагога в своих учениках?
— Сейчас и дети, и родители хорошо понимают роль классного руководителя в их жизни. И классный руководитель, который не интересен детям и не может сделать сплочённую команду, не сможет выполнять свои обязанности. Класс просто «рассыпется», и дети вряд ли смогут получить «социальный лифт». Для педагога нет альтернативы: в современных реалиях он должен быть лидером.
Впрочем, с каждым годом появляется всё больше возможностей организовать для детей интересные внеклассные активности. Так, педагог с классом может бесплатно отправиться в музей или технопарк, школы оснащены инженерным, медийный, медицинским и другим современным оборудованием, с помощью которого можно придумывать и реализовывать интересные проекты. Учитель может показывать ученикам вузы — приводить на конференции, лекции, профориентационные мероприятия. Редкий учитель не пользуется этими возможностями.
Ещё одна особенность работы руководителя класса в том, что любой юноша старше 14 лет разбирается в информатике лучше педагога. Задача умелого руководителя — не знать больше, а уметь быть авторитетом, вдохновить ученика.
Дети хорошо чувствуют равнодушие. Важно, чтобы руководитель класса был заинтересован в каждом. И не важно, ругает учитель школьника или хвалит. Любой прогульщик и двоечник должен чувствовать, что за него переживают. Можно не знать всего, что знают дети, но можно заинтересовать и показать ребенку, что он может добиться любых высот!