Исследователи Университета Ист-Англии изучили функционирование мозга у детей от 4 месяцев до 4 лет в сельской Индии и пришли к выводу, что бедность влияет на мозговую активность детей.
Дети из малообеспеченных семей, где матери имеют низкий уровень образования, сложнее сосредотачиваются и проявляют меньшую мозговую активность, чем их сверстники из более благополучных семей. Исследователи отмечают, что реализовать свой когнитивный потенциал не могут ежегодно около 250 миллионов детей, живущих за чертой бедности.
— Существует растущая потребность понять глобальное влияние бедности на раннее развитие мозга, — отмечает Джон Спенсер, учёный из Школы психологии UEA. — Предыдущие исследования показали, что бедность и невзгоды сильно влияют на развитие мозга, способствуя сохранению порочного круга бедности. Но лишь немногие до нас рассматривали функции мозга на ранних этапах развития.
Исследования проходили в сельской местности индийского штата Уттар-Прадеш — он является самым густонаселённым в стране. Для анализа мозговой активности использовали прибор функциональной инфракрасной спектроскопии. Детям-участникам визуального теста демонстрировали экран с мигающими цветными квадратами. Учёные хотели выяснить, достаточно ли хорошо дети запоминают цвета, чтобы понять, что в одной части экрана цвета изменялись, а в другой — нет.
Затем результаты индийских детей сравнили с результатами аналогичного теста детей с американского среднего запада. Оказалось, что дети из первой категории хуже различают дистракторы (отвлекающие внимание элементы теста), что показывает худшее развитие левой лобной коры головного мозга, которая отвечает за рабочую память.