Гендиректор «Яндекса» в России: роботы никогда не заменят учителя

Елена Бунина рассказала, почему профессия учителя никогда не исчезнет

Гендиректор «Яндекса» в России: роботы никогда не заменят учителя
Группа "Яндекс.Учебника" ВКонтакте: https://vk.com/yandexeducation

В день открытия международного форума «Город образования» с лекцией выступила Елена Бунина – отечественный учёный и генеральный директор компании «Яндекс» в России. Она рассказала о том, как в век интернета трансформируется образовательный процесс и роль учителя в нём. О сложностях педагогики Елена знает не понаслышке: она преподавала в школе и до сих пор читает лекции в университетах.

Елена рассказала, что, несмотря на то, что в образовании появляется всё больше и больше технологических решений, полностью учителя не сможет заменить ни один алгоритм.

Есть какие-то любимые предметы, которыми он (ребёнок – прим.ред.) просто увлекается, и никакой учитель не испортит любовь к этому предмету, даже если он плохо преподаёт. И, наверное, в этих предметах можно что-то делать автоматически. Но те предметы, к которым ребёнок изначально относится нейтрально – там столько зависит от личности учителя! Поэтому, как мне кажется, учитель всегда будет эту функцию нести – для детей это мотивация, вовлечение… Только человек может их вовлечь.

Бунина отметила, что хороший учитель – это человек, эмоционально воспринимающий свой предмет. Именно так она преподаёт своим студентам математические дисциплины: старается объяснить как можно более красочно, увлечённо. Благодаря этому аудитория всегда полна – несмотря на то, что тексты лекций она публикует в открытом доступе и не ругает студентов за прогулы. «Если заметно, что человек любит свой предмет, аудитория тоже начинает его любить» - говорит она.

Однако современная школа не всегда может дать учителю возможность расслабиться, хорошо подготовиться к уроку, детально продумать сценарий и понять, чем можно увлечь ребят. Например, много времени занимает та же проверка тетрадей: одно дело, если надо проверить сочинение-рассуждение, которое, конечно, необходимо прочитать, но когда надо оценить 40 тетрадей с практически одинаковыми решениями примеров… Тут и могут прийти на помощь технологииосвободить учителя от рутины, дать ему возможность делать что-то интересное вместо бессмысленной работы.

Например, в одном из недавних продуктов компании – «Яндекс.Учебнике»задания, выполненные детьми проверяются автоматически. Ученик сразу же получает обратную связь, а учитель экономит до трети своего времени на подготовку к урокам.

Но это только начало технологической революции в образовании. Что ждёт нас дальше? Например, VR-очки, погружающие ученика прямо в химическую реакцию и позволяющие ему воочию увидеть то, о чём он раньше знал только по рассказам и формулам. Или умные алгоритмы, подстраивающиеся под восприятие ребёнка и выбирающие, как лучше объяснить ему тему – формулами, текстом, иллюстрациями или видеоурорком и много чего ещё. Кажется, будто это всё будут применять ещё очень нескоро. Но на самом деле все эти системы уже существуют.

А это значит, что шансы детей из разных уголков страны получить качественное и интересное образование полностью сравняются. Но абсолютно любому ребёнку во все времена будет необходим мудрый наставник, поэтому профессия учителя всегда будет важна. Для того, чтобы мотивировать ученика и показывать, что это здорово – делать то, что вдохновляет… на собственном примере.