Международное общество исследователей в области психологии математического образования или International Group for the Psychology of Mathematics Education (PME) существует с 1976 года. Это независимая организация, благодаря которой ученые и учителя делятся последними открытиями в области педагогики и совершенствуют программы по математике в учебных заведениях. В движении участвуют порядка 60 стран, но Россия не входила в их число до этой недели. 18-21 марта в Москве прошла конференция «Психология и технологии в математическом образовании», организованная PME и Яндексом.
«У PME открылась программа проведения локальных конференций в тех странах, из которых приезжает мало участников, - рассказала председатель программного комитета конференции Анна Шварц. – в прошлом году конференция проводилась в Чили. Мы подали грант на проведение мероприятия в России. Российское математическое образование славится испокон веков, поэтому это было воспринято с большим энтузиазмом. Пришло очень много заявок из разных стран мира».
На конференцию приехали специалисты из 16 стран мира и 15 регионов России. В течение четырех дней участники услышали порядка 80 докладов, посвященных самым передовым научным исследованиям: эмбодимент (изучение математики через тело), нейропсихология, математические мемы, чувство числа и многое другое.
«В России происходит много интересного в развитии технологий в области образования, - сказал президент PME, профессор Университета Хельсинки Маркку Ханнула, - очень много хайпа и высоких ожиданий от того, что технологии решат все проблемы. Это одна из тем для международных исследований – в каких областях технологии могут быть использованы, и как их нужно использовать. Российский опыт может помочь международным исследованиям, а международные исследования могут помочь России».
Площадкой для мероприятия стал именно Яндекс, потому что компания активно развивает ряд образовательных проектов, связанных с математикой: Школа анализа данных, Школа разработки интерфейсов, Школа менеджеров и Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов; Яндекс.Лицей для школьников 8-9 классов и Яндекс.Учебник для учеников начальной школы.
«Учитель больше не является источником знания, — сказала директор по стратегии проекта «Яндекс.Учебник» Наталья Чеботарь на открытии конференции. – Все хотят видеть учителя организатором или тьютором, но, на самом деле, хороший учитель – это диагност. Он не просто видит, какой результат ребенок выдает и подстраивает под него траекторию – он должен понимать, почему ребенок ошибся. Яндекс.Учебником сейчас пользуются около 400 тысяч школьников, которые занимаются русским языком и математикой. Мы можем понять, где они ошиблись, сколько времени они тратят на то или иное задание, не слишком ли большое домашнее задание им задают, какому ребенку нужно задание побольше, какому — поменьше, но мы не можем сказать, почему он ошибся. Это может сделать только учитель, психолог или нейропсихолог, если такие имеются в школе. Данные, которые отображаются в системе, помогают им делать это».
Научные исследования в области психологии и педагогики привлекли представителей профильных вузов, которые ищут способы готовить квалифицированных учителей, знакомых с основными цифровыми инструментами, представленными на рынке.
«Цифровые инструменты — это тюнинговая история, — сказал ректор Московского городского университета МГПУ Игорь Реморенко. — То, что работает у одного учителя, может совершенно не работать у другого. Это зависит от класса, от детей, от настроенности. Иногда просто от эмоционального фона. В один день в одной группе это принесет большой результат, а в другой – не даст. Наша задача состоит в том, чтобы дать учителю арсенал возможных методик, а кто чем когда воспользуется – решения самих учителей».
Следующая конференция PME пройдет в Южной Африке в июле. Российские ученые и педагоги тем временем будут переваривать знания, полученные за эти четыре насыщенных дня.