Подведены итоги международного исследования финансовой грамотности подростков PISA. В нём приняли участие 15-летние школьники из разных стран, тестирования проводились в 2018 году.
Результат российских школьников составил 495 баллов — против 486 баллов в 2012 году. Это результат, сопоставимый со странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, инициатор исследования): США, Францией, Израилем, Японией, Великобританией, Эстонией, Чили и так далее.
Напомним, PISA — значимая международная программа под эгидой ОЭСР, оценивающая учебные достижения школьников разных стран. Проверяют естественнонучную, математическую, читательскую, финансовую грамотность 15-летних ребят. В 2018 году в исследовании финансовой грамотности приняли участие 20 стран.
Финансовая грамотность по классификации PISA имеет пять уровней, третий из которых предполагает успешное решение рядовых финансовых задач.
Что же показало исследование 2018 года в России? Оказалось, что более 60% школьников достигают 3 и выше уровня финансовой грамотности. Однако российские ребята в два раза реже своих сверстников из других стран достигают высшего, пятого уровня финансовой осознанности.
А это значит, что школьники в РФ хорошо владеют базовыми терминами и понятиями финансовой сферы, могут применить их на практике. Но они не очень хорошо разбираются в сложных финансовых инструментах, долгосрочном финансовом прогнозировании, принятии сложных финансовых решений.
Около 14% школьников в России не готовы самостоятельно принимать даже простые финансовые решения: например, выбрать наиболее выгодный тариф сотовой связи, понять, правильно ли выставлен счёт на оплату или противостоять мошеннику, который просит предоставить ему данные банковской карты.
Большая часть подростков в России имеет собственные карманные деньги, а 50% подростков подрабатывают в свободное от учёбы время. У половины 15-летних ребят есть банковская карта, 32% имеют собственный банковский счёт. Более 60% подростков уверенно выполняют финансовые операции: оплата картой или телефоном, перевод денег со счёта на счёт. Цифровые финансовые инструменты они используют чаще своих сверстников из других стран.
Финансовая грамотность тесно взаимосвязана с читательской и математической грамотностью. Также на уровень финансовой осознанности влияют родители: дети, часто обсуждающие в семье денежные вопросы, оказываются более финансово грамотными. Также большую роль в финансовом образовании играет школа.
Полный отчет об исследовании финансовой грамотности в РФ в рамках PISA-2018 можно посмотреть здесь.