Согласно международному исследованию PISA 22% российских школьников 7-9 классов плохо понимают прочитанный текст и не могут объективно себя оценить. Это говорит о том, что они не готовы к дальнейшему обучению. К слову, 22% пятнадцатилетних — это примерно 250 тысяч человек.
При этом Россия находится на 31 месте по уровню читательской грамотности школьников (всего мест 70). Это неплохой показатель, однако за ним стоят и другие, менее приятные. Так, если неуспешных детей у нас 22%, то тех, кто находится на втором уровне (на пороге успешности) — 28%, на третьем уровне (чуть выше базы) находятся тоже 28% ребят, на четвёртом — 16%. На этом уровне находятся ребята, способные учиться самостоятельно по текстам: то есть, понимать, что читают, делать домашнее задание). Есть в читательской грамотности также пятый и шестой уровни: на них находятся 5% и 1% российских детей соответственно. Для сравнения, в Сингапуре учеников с очень высоким уровнем грамотности 26%, в Китае — 22%.
В математической грамотности ситуация похожая: неуспешных учеников у нас 22%, а ребят 5 и 6 уровней — чуть больше 8%. А вот естественнонаучная грамотность (физика, биология, химия, география) совсем хромает: неуспешных учеников 21%, а вот 5 и 6 уровней — чуть более 3%.
В каких же школах дают образование хуже всего? Школ, которые плохо учат детей — 10% от общего количества. В таких школах обычно на трёх учеников приходится один компьютер, а учителя позволяют себе повышать на учеников голос, оскорблять их и даже не приходить на урок. Ученики при этом вовсю прогуливают уроки.
Школы, где у учеников результаты выше всего, чаще всего работают по системе Эльконина-Давыдова. Особенность этой системы в том, что детей не заставляют заучивать материал, а обсуждают его вместе с ними.
Кроме школы на успешность ребёнка в обучении влияет социально-экономическое положение семьи и наличие у матери высшего образования (среди детей мам с высоким уровнем образования неуспешных детей меньше).
После окончания 9 класса дети, показывающие низкие образовательные результаты, чаще всего отправляются учиться в колледж/техникум (66%), но много ребят остаётся доучиватьсяв школе (26%). Есть и 7% подростков, которые не продолжают образование вообще.