На днях совет при Минпросвещения одоюрил новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — для школьников с 1 по 9 классы. Документ на годы вперёд определит, что конкретно должны знать и уметь росийские школьники.
Стандарт разрабатывается для того, чтобы и ученики, и их родители были уверены, что в школе детям будет даваться определённый набор знаний, ниже которого планка точно не упадёт. Конечно, школа при этом может давать детям и больше.
В новых стандартах чётко обозначено, что именно должен знать ребёнок в том или ином возрасте. Например, по окончании начальной школы ребёнок должен уметь связно выразить свою мысль в 3-5 предложениях (для писем, открыток, объявлений), писать под диктовку тексты в 80 слов, писать сочинения по заданной теме объемом не менее 8 предложений, складывать и вычитать в пределах 100, уметь искать в интернете безопасные образовательные ресурсы и так далее. Формулировки в новых стандартах очень конкретные — и это отличает их от старых, где нужные ребёнку навыки обозначены достаточно размыто. Кроме того, всё разбито по классам.
Новые ФГОСы призваны решить насущные проблемы среднего образования: например, то, что при подготовке школьников стали ориентироваться, в основном, на критерии оценки ОГЭ, ЕГЭ и Всероссийских проверочных работ. А родители, в свою очередь, вообще недоумевают: чему же детей учат в школе, если по многим предметам приходится нанимать репетиторов? Кроме того, школьная программа слабо стандартизирована: по некоторым предметам существуют 15-17 линеек учебников, и при переходе из одной школы в другую ученик может здорово потерять в знаниях.
Не только родительское сообщество, но и сами школы недовольны таким положением вещей и требуют от ведомств определённости: чему и как учить детей. Ведь школы тоже постоянно проверяют, тот же Рособрнадзор… Новые ФГОСы предлагают чёткий набор компетенций, которыми должны овладевать школьники. А ещё для школьников хотят сделать больше практики.
— В то же самое время эта синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого "люфта" в профессиональном выборе учителя, – рассказала о новых стандартах министр просвещения Ольга Васильева.
Стандарты заработают в 2021 году. За оставшийся год задача школ — подготовиться к изменениям, издательств — проверить учебники, внести в них необходимые корректировки.
Кроме того, новые стандарты определяют, какое оборудование обязательно должно быть в школах. Так, кабинет русского языка и литературы обязательно должен быть оснащен «техническими или электронными средствами обучения», в музыкальном классе должен быть музыкальный инструмент, физический, химический, биологический и технологический кабинеты должны быть оборудованы лабораторным комплексом и демонстрационными приборами. Для занятий информатикой в школе должны быть компьютеры, а ещё детям обязательно нужен спортивный зал с отдельными раздевалками для мальчиков и девочек, гардероб, туалеты, пищеблок, комнаты отдыха и психологической разгрузки.
В школах с углубленным изучением искусств должен быть концертный зал, репетиционные комнаты и место, где можно отремонтировать инструменты, аудитории для индивидуальных и групповых уроков, музыкальные инструменты, звуковые пульты и так далее.
В спортивных школах должен быть стадион, спортзал и тренажёрный зал, помещения для тренировок, для содержания и ремонта инвентаря.