# Образование

«Открытая лабораторная»: школьники лучше взрослых разбираются в науке

Каковы результаты акции?

«Открытая лабораторная» — глобальная просветительская акция. В ней любой — от мала до велика — может проверить свой научный кругозор и понять, как его представления о мире соответствуют современным научным познаниям. Вопросы для участников составляли ведущие учёные России и мира — но ведь и с ними можно поспорить, верно? Для этого и придумана «лабораторная», на которую можно прийти и поговорить с «завлабом» — учёным, который находится на каждой площадке. А бонусом — посетить интересные экскурсии и мастер-классы.


Как прошла «Открытая лабораторная» в России и других странах


«Открытая лабораторная» превзошла итог прошлого года: больше 100 тысяч человек в ней поучаствовало. И, самое главное, она уже перешагнула границы: она прошла за рубежом, и первый раз она проходила не только на русском языке, но и на других языках: в основном, это английский. Она прошла в 30 странах мира… Когда я смотрю фотографии с Индонезии или с Индии — такой колорит, совсем другая культура… В общем, то, что нас действительно объединяет, —- рассказал Роман Авдеев, учредитель «Открытой лабораторной», бизнесмен и меценат в рамках пресс-конференции в парке «Зарядье» по результатам акции.  

«Открытая лабораторная» прошла в Германии, Франции, в США, Турции, Непале, на Кипре, Мальте и во многих других странах 9 февраля. Рабочим языком стал английский. Самыми популярными оказались площадки в Казахстане и Индии.

Интересно, что в России флагманской площадкой стала не только Москва: больше всего людей заинтересовались акцией в Екатеринбурге и области (отсюда — 12% всех участников), Омске и области, Новосибирске и области.

Но площадки открывались не только в крупных городах: так, например, «лабораторную» писали в крымском Гурзуфе (население — около 10 тысяч человек), городе Апатиты (Мурманская область, население — около 55 тысяч человек), городе Новая Ляля (там живёт 11 тысяч человек) и так далее.

Источник: пресс-служба акции "Открытая лабораторная"

«Лаборантами» стали посетители атомного ледокола в Мурманске, школьники и вожатые из лагеря «Артек» в Гурзуфе, гости питерской киностудии «Лендок» и томского кафе «Кафедра».  

Всего в «Открытой лабораторной» приняли участие около 75 тысяч человек онлайн и около 25 тысяч — посетив площадки акции. Больше было девушек — судя по собранной статистике, 55% против 45%. Очно участие принимали люди, средний возраст которых — 20 лет (площадки посетило много школьников). Чаще всего в акции участвовали ребята с неоконченным средним образованием.

В онлайне всё обстояло иначе. Тут средний возраст участников составил 27 лет, а образование 54% участников было высшим.

— Кстати, среди участников онлайн акции нам встретилось имя Алексея Старобинского — выдающегося астрофизика, автора одной из теорий происхождения Вселенной (“теория инфляции”)» — рассказал Владимир Губайловский, научный редактор и составитель заданий для «Открытой лабораторной». Учёный набрал высший балл в тесте.

Оказалось, что участники лучше всего разбираются в биологии и географии, а вот с физикой и химией всё сложнее.


Самые интересные вопросы


Исходя из результатов, каждый второй участник “Лабы” ошибочно считает, что русскую водку изобрел Дмитрий Менделеев, а две трети — не знакомы с явлением сверхпроводимости.

Но зато большинство точно знает, что левитация - это уже давно не фантастика, а красный цвет придает крови содержание железа. Не менее трудным был и вопрос: может ли человек жить с одним полушарием мозга? Правильный ответ: да, может, хотя этот ответ и кажется противоречащим здравому смыслу. Но и в этом трудном случае большинство участников акции дали правильный ответ. А вот о возможности передавать электричество по проводам без потерь (о явлении сверхпроводимости) не знает 64% участников.

Разработчики «Открытой лабораторной» отмечают, что наиболее репрезентативные результаты — именно у акции, которая прошла очно. Онлайн тест можно было пройти несколько раз, поэтому точное представление о том, как он на самом деле был написан, сложно составить. Средний балл тех, кто пришёл 9 февраля в «лабораторные» аудитории — 11,35 балла. Участников акции наградили книгами от издательства «Альпина Нон-Фикшн» и «Питер», сувенирами (наклейками, рюкзаками и так далее) и другими призами.


Почему школьники лучше взрослых разбираются в науке?


Кстати говоря, школьники часто набирали высокие баллы по «лабораторной». Почему? Одна из версий разработчиков вопросов в том, что школьники менее подвержены научным мифам (например, они точно знают, что нервные клетки восстанавливаются).

У нас раньше были вопросы, нацеленные на самые базовые мифы. И в каждом вопросе — будь то гомеопатия или вопрос про ГМО или холестерин в рафинированном и нерафинированном масле — мы фиксировали, что школьники отвечали в среднем лучше, чем взрослые <...> Тут может быть только две причины: первая — что школьники более опытные в прохождении тестов, викторин, квизов и так далее. И это формальная сторона вопроса. Но нам кажется, что у них, что называется, более «свежие» мозги — они меньше смотрят телевизор и поэтому чуть меньше подвержены каким-то мифам, в том числе — которые идут, там, из рекламы, маркетинга… То есть, вопрос про холестерин в подсолнечном масле — это чисто маркетинговая такая история, — рассказывает Евгений Насыров, руководитель акции «Открытая лабораторная».  


Школьники — про сейчас. У них голова не забита теми старыми установками и мифами, к которым люди привыкли. Соответственно, научная грамотность — что мы знаем о мире сегодня, — добавляет Ольга Орлова, сооснователь «Открытой лабораторной».


В целом, «Открытая лабораторная» — скорее, инструмент расширения кругозора, чем серьёзное тестирование. Каждый вопрос создавался как повод рассказать слушателям что-то новое в игровой, викторинной форме.

— Основное отличие акции от «Тотального диктанта» и других многочисленных тематических акций — в том, что она не про какую-то одну тему и не столько про естественные науки, — отмечает Евгений Насыров. — Цель — не проверить знания в биологии или физике, остаточные со школьных и институтских лет. Цель — проверить, насколько человек критично мыслит, насколько он понимает суть вопроса <...> На некий здоровый скепсис.