# Наука и техника

«Россия — страна возможностей»: главы ведущих вузов об образовании в РФ

Мы послушали выступления В. Садовничего, В. Мау, Я. Кузьминова и других экспертов

14 марта состоялось торжественное открытие форума «Россия — страна возможностей», где приняли участие свыше 6000 молодых и выдающихся в своей профессии ребят. Участники старались посетить максимум лекций и мастер-классов, ведь не каждый день можно увидеть на одной площадке столько успешных и знаменитых людей. Конечно, самая важная часть мероприятия — деловая программа, на которую удалось попасть и нам. Куда же без образования? Именно ему было посвящено несколько дискуссий, о которых мы расскажем подробнее.

Экспертная встреча «Трансформация образования»

Первым свой доклад начал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Спикер в самом начале отметил, что большинство семей считают, что получение высшего образования — залог успешного будущего. Он рассказал, что в России есть множество вузов-лидеров, которые входят в глобальные рейтинги, но и есть обратные — университеты, преподаватели и студенты которых ни на что не претендуют. Именно они и являются самым страшным в системе образования. Кузьминов считает, что нужно как можно быстрее развивать цифровое образование, т. к. с помощью онлайн курсов больше людей смогут получить больше знаний. Даже не обучаясь в топ-вузах, они смогут слушать самых лучших профессоров и постоянно учиться у успешных людей. Это поможет поднять качество образования в каждом высшем учебном заведении России.

Следующим выступил председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов. Он рассказывал о том, как стоит выстраивать взаимосвязь между крупными компаниями-работодателями и студентами/школьниками?».


«Наши требования к сотрудникам сегодня и 10 лет назад — отличаются кардинально. Я окончил школу в 87-м году, и в то время владение иностранным языком уже считалось профессией. Зная языки, можно было спокойно зарабатывать себе на хлеб. На данный момент это стало жизненной необходимостью и хорошим дополнением к образованию. К тому же, уже на первых курсах нужно соединять теоретические знания с хорошей практикой», — рассказал Дмитрий Конов.


Спикер рассказал, что сейчас в работе чаще нужно подключать не физические способности, а интеллектуальные. Для наглядного примера он показал участникам новое строящееся производство, где будут работать 1300 человек. Для работы на этом производстве будут отбираться студенты из разных вузов. Вместе с ними будет выстроена программа обучения, чтобы в итоге они стали профессионалами в своей работе. По словам рассказчика, нужно заранее ориентировать будущих сотрудников, поэтому уже на первом курсе они имеют возможность своими глазами увидеть именно то направление, которое их интересует, со 2 курса выбрать свою специализацию, а на последнем курсе уже практиковаться. Таким образом можно получить более профессионального сотрудника.

Экспертная встреча «Трансформация образования»
Владимир Узун, президент АО «Просвещение»
Дмитрий Конов, председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг»
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
Светлана Чупшева, генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив»

Далее к своему докладу приступила генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив» Светлана Чупшева. Эксперт рассказала, что самый серьезный вызов в трансформации образования в том, что всем нам придется обучаться всю жизнь. Информационная среда постоянно меняется, поэтому нужно успевать за ней. Чтобы получить новые компетенции и навыки, нужно быть готовыми к тому, что каждый из нас будет постоянно учиться. Светлана Чупшева согласилась с выступлением Ярослава Кузьминова, сказав, что онлайн-курсы будут большим плюсом в системе образования. У нас появится возможность обучаться у самых выдающихся людей и получать востребованную на сегодняшний день информацию вне зависимости от места, в котором мы живем.


«Роль наставничества возрастает и трансформируется. Несколько недель назад проходил форум „Наставник“, который был создан для того, чтобы найти себе профессионального куратора. Каждому человеку нужно предоставить такие условия, чтобы они смогли раскрыть все свои таланты и возможности, а в дальнейшем — реализоваться. Наставник — это тот человек, который позволяет этому таланту раскрыться и выступает некой „путеводной звездой“. Когда мы создавали сеть технопарков, мы старались сделать так, чтобы дети не боялись экспериментировать, ведь школы немного ограничены в этом и не дают детям такой возможности. Творческий потенциал нужно раскрывать сразу со средней школы», — добавила Чупшева.


Следующим выступил президент АО «Просвещение» Владимир Узун. Модератор поинтересовалась у него, как сделать качественнее и доступнее образование во всех регионах.


«Возможности нашей страны зависят от гениальных людей, которые в ней живут. Конечно, все зависит еще и от культуры всех граждан. Гениальные идеи могут остаться не реализованными, если не будет создана подходящая для этого среда. Поэтому нам всегда необходимо уметь выявлять таланты и создавать необходимые для этого условия. Общество всегда должно оценивать должным образом все таланты. Над решением этих задач сейчас работает вся система образования», — поделился с участниками Владимир Узун.


Спикер добавил, что нужно увеличивать количество образовательных учреждений и привел в пример образовательный центр «Сириус». Узун также отметил, что образование должно стать успешным вложением для бизнеса, чтобы были построены школы нового формата. Такие школы будут отвечать всем актуальным требованиям образования и повысят научный потенциал страны.

Экспертный диалог «О вузах спорят»

В рамках форума «Россия — страна возможностей» встретились главы двух ведущих вузов России: ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау и ректор МГУ Виктор Садовничий. Модератором сессии стал Иван Коломоец, генеральный директор ООО «Учи.ру». Не сговариваясь с предыдущими спикерами дискуссии «Трансформация образования», эксперты сошлись на том, что учиться и правда нужно всю жизнь. В связи с этим Иван Коломоец решил уточнить, в каком возрасте люди лучше могут усваивать информацию, ведь широко известно, что, чем старше ты становишься, тем сложнее учиться. Виктор Садовничий решил опровергнуть и привел очень хороший пример. Он рассказал о своем преподавателе, который в свои 93 года постоянно развивался, придумывал новые теоремы и писал статьи, даже будучи в санаториях для лечения. А вот Владимир Мау решил отшутиться на эту тему — мол, модератор решил уже поставить крест на их возможностях.

Экспертный диалог «О вузах спорят»
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова
Владимир Мау, ректор РАНХиГС

Виктор Садовничий начал свой доклад, отметив, что каждый университет должен обучать и выращивать элиту. Он считает, что основа начала успешной жизни — глубокое фундаментальное образование. Оно дает возможность в дальнейшем переучиться, освоить что-то новое или даже заняться чем-то совершенно другим.

В своей речи немало внимания ректор уделил МГУ. Виктор Антонович рассказал о том, что более 2, 5 млн школьников участвуют в олимпиадах, которые повышают шансы на поступление в вуз.

Также спикер рассказал о таком новом направлении, как «корпоративный университет». Например, крупные компании открывают в ведущих университетах свои факультеты (или направления), тем самым подготавливая кадры для будущей работы. Это совершенно новое университетское образование, которое уже появилось и в МГУ. Еще одно новшество, которое «накрыло» систему образования — межфакультетские курсы, где студенты могут слушать не только свои профильные лекции, но и посещать дисциплины других факультетов. Это помогает расширить кругозор. Также Садовничий рассказал об открытых курсах в МГУ и «Университете без границ», которые организовывает вуз.

Владимир Мау присоединился к беседе и рассказал о том, что мы живем в непредсказуемом и неустойчивом мире. Эксперт снова пошутил, разделив жизнь людей на две части — до выхода iPhone и после — это промежуток времени в 10 лет. По его словам, нынешняя жизнь очень отличается от того, как мы жили 15 лет назад. Все это напрямую связано с образованием, которое тоже становится непредсказуемым. Задача образования — быть готовым к любым изменениям, поэтому ценность фундаментального образования резко возрастает.


«Настоящее университетское образование должно кардинально отличаться от узкопрофессионального. Хороший выпускник должен быть способен работать в разных специальностях. Успешные студенты и выпускники — это те, кто способен менять свою сферу деятельности раз в несколько лет», — отметил Владимир Мау.


Если человек хочет быть успешным, то он должен уметь адаптироваться. Многоступенчатое образование помогает уследить за «трендами» и в какой-то момент поменять свой род деятельности на что-то новое – собственно, поэтому обучение в вузе разделено на несколько этапов (бакалавриат/магистратура/аспирантура).