«Россия — страна возможностей»: главы ведущих вузов об образовании в РФ

Мы послушали выступления В. Садовничего, В. Мау, Я. Кузьминова и других экспертов

14 марта состоялось торжественное открытие форума «Россия — страна возможностей», где приняли участие свыше 6000 молодых и выдающихся в своей профессии ребят. Участники старались посетить максимум лекций и мастер-классов, ведь не каждый день можно увидеть на одной площадке столько успешных и знаменитых людей. Конечно, самая важная часть мероприятия — деловая программа, на которую удалось попасть и нам. Куда же без образования? Именно ему было посвящено несколько дискуссий, о которых мы расскажем подробнее.

Экспертная встреча «Трансформация образования»

Первым свой доклад начал ректор НИУ ВШЭЯрослав Кузьминов. Спикер в самом начале отметил, что большинство семей считают, что получение высшего образования — залог успешного будущего. Он рассказал, что в России есть множество вузов-лидеров, которые входят в глобальные рейтинги, но и есть обратные — университеты, преподаватели и студенты которых ни на что не претендуют. Именно они и являются самым страшным в системе образования. Кузьминов считает, что нужно как можно быстрее развивать цифровое образование, т. к. с помощью онлайн курсов больше людей смогут получить больше знаний. Даже не обучаясь в топ-вузах, они смогут слушать самых лучших профессоров и постоянно учиться у успешных людей. Это поможет поднять качество образования в каждом высшем учебном заведении России.

Следующим выступил председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов. Он рассказывал о том, как стоит выстраивать взаимосвязь между крупными компаниями-работодателями и студентами/школьниками?».


«Наши требования к сотрудникам сегодня и 10 лет назад — отличаются кардинально. Я окончил школу в 87-м году, и в то время владение иностранным языком уже считалось профессией. Зная языки, можно было спокойно зарабатывать себе на хлеб. На данный момент это стало жизненной необходимостью и хорошим дополнением к образованию. К тому же, уже на первых курсах нужно соединять теоретические знания с хорошей практикой», — рассказал Дмитрий Конов.


Спикер рассказал, что сейчас в работе чаще нужно подключать не физические способности, а интеллектуальные. Для наглядного примера он показал участникам новое строящееся производство, где будут работать 1300 человек. Для работы на этом производстве будут отбираться студенты из разных вузов. Вместе с ними будет выстроена программа обучения, чтобы в итоге они стали профессионалами в своей работе. По словам рассказчика, нужно заранее ориентировать будущих сотрудников, поэтому уже на первом курсе они имеют возможность своими глазами увидеть именно то направление, которое их интересует, со 2 курса выбрать свою специализацию, а на последнем курсе уже практиковаться. Таким образом можно получить более профессионального сотрудника.

Далее к своему докладу приступила генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив» Светлана Чупшева. Эксперт рассказала, что самый серьезный вызов в трансформации образования в том, что всем нам придется обучаться всю жизнь. Информационная среда постоянно меняется, поэтому нужно успевать за ней. Чтобы получить новые компетенции и навыки, нужно быть готовыми к тому, что каждый из нас будет постоянно учиться. Светлана Чупшева согласилась с выступлением Ярослава Кузьминова, сказав, что онлайн-курсы будут большим плюсом в системе образования. У нас появится возможность обучаться у самых выдающихся людей и получать востребованную на сегодняшний день информацию вне зависимости от места, в котором мы живем.


«Роль наставничества возрастает и трансформируется. Несколько недель назад проходил форум „Наставник“, который был создан для того, чтобы найти себе профессионального куратора. Каждому человеку нужно предоставить такие условия, чтобы они смогли раскрыть все свои таланты и возможности, а в дальнейшем — реализоваться. Наставник — это тот человек, который позволяет этому таланту раскрыться и выступает некой „путеводной звездой“. Когда мы создавали сеть технопарков, мы старались сделать так, чтобы дети не боялись экспериментировать, ведь школы немного ограничены в этом и не дают детям такой возможности. Творческий потенциал нужно раскрывать сразу со средней школы», — добавила Чупшева.


Следующим выступил президент АО «Просвещение» Владимир Узун. Модератор поинтересовалась у него, как сделать качественнее и доступнее образование во всех регионах.


«Возможности нашей страны зависят от гениальных людей, которые в ней живут. Конечно, все зависит еще и от культуры всех граждан. Гениальные идеи могут остаться не реализованными, если не будет создана подходящая для этого среда. Поэтому нам всегда необходимо уметь выявлять таланты и создавать необходимые для этого условия. Общество всегда должно оценивать должным образом все таланты. Над решением этих задач сейчас работает вся система образования», — поделился с участниками Владимир Узун.


Спикер добавил, что нужно увеличивать количество образовательных учреждений и привел в пример образовательный центр «Сириус». Узун также отметил, что образование должно стать успешным вложением для бизнеса, чтобы были построены школы нового формата. Такие школы будут отвечать всем актуальным требованиям образования и повысят научный потенциал страны.

Экспертный диалог «О вузах спорят»

В рамках форума «Россия — страна возможностей» встретились главы двух ведущих вузов России: ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау и ректор МГУВиктор Садовничий. Модератором сессии стал Иван Коломоец, генеральный директор ООО «Учи.ру». Не сговариваясь с предыдущими спикерами дискуссии «Трансформация образования», эксперты сошлись на том, что учиться и правда нужно всю жизнь. В связи с этим Иван Коломоец решил уточнить, в каком возрасте люди лучше могут усваивать информацию, ведь широко известно, что, чем старше ты становишься, тем сложнее учиться. Виктор Садовничий решил опровергнуть и привел очень хороший пример. Он рассказал о своем преподавателе, который в свои 93 года постоянно развивался, придумывал новые теоремы и писал статьи, даже будучи в санаториях для лечения. А вот Владимир Мау решил отшутиться на эту тему — мол, модератор решил уже поставить крест на их возможностях.

Виктор Садовничий начал свой доклад, отметив, что каждый университет должен обучать и выращивать элиту. Он считает, что основа начала успешной жизни — глубокое фундаментальное образование. Оно дает возможность в дальнейшем переучиться, освоить что-то новое или даже заняться чем-то совершенно другим.

В своей речи немало внимания ректор уделил МГУ. Виктор Антонович рассказал о том, что более 2, 5 млн школьников участвуют в олимпиадах, которые повышают шансы на поступление в вуз.

Также спикер рассказал о таком новом направлении, как «корпоративный университет». Например, крупные компании открывают в ведущих университетах свои факультеты (или направления), тем самым подготавливая кадры для будущей работы. Это совершенно новое университетское образование, которое уже появилось и в МГУ. Еще одно новшество, которое «накрыло» систему образования — межфакультетские курсы, где студенты могут слушать не только свои профильные лекции, но и посещать дисциплины других факультетов. Это помогает расширить кругозор. Также Садовничий рассказал об открытых курсах в МГУ и «Университете без границ», которые организовывает вуз.

Владимир Мау присоединился к беседе и рассказал о том, что мы живем в непредсказуемом и неустойчивом мире. Эксперт снова пошутил, разделив жизнь людей на две части — до выхода iPhone и после — это промежуток времени в 10 лет. По его словам, нынешняя жизнь очень отличается от того, как мы жили 15 лет назад. Все это напрямую связано с образованием, которое тоже становится непредсказуемым. Задача образования — быть готовым к любым изменениям, поэтому ценность фундаментального образования резко возрастает.


«Настоящее университетское образование должно кардинально отличаться от узкопрофессионального. Хороший выпускник должен быть способен работать в разных специальностях. Успешные студенты и выпускники — это те, кто способен менять свою сферу деятельности раз в несколько лет», — отметил Владимир Мау.


Если человек хочет быть успешным, то он должен уметь адаптироваться. Многоступенчатое образование помогает уследить за «трендами» и в какой-то момент поменять свой род деятельности на что-то новое – собственно, поэтому обучение в вузе разделено на несколько этапов (бакалавриат/магистратура/аспирантура).