# Общество
Цифровое поколение — какое оно?
Рассказывает доктор психологических наук Галина Солдатова
16 июня прошёл онлайн круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов». Об особенностях нового — цифрового — поколения рассказала Галина Солдатова. Мнение доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова и члена-корреспондента РАО основывалось на масштабных исследованиях подростков от МГУ и Фонда развития интернет, первое из которых прошло в 2010 году, а последнее — в 2019.
Солдатова рассказала, что феномен детства изменяется из поколения в поколение — как минимум, оно удлиняется (согласно последним исследованиям, в России родители оказывают детям финансовую помощь вплоть до 26 лет). Сегодня нормативные модели детства буквально «трещат по швам» из-за цифровизации, которая становится одним из основных агентов социализации наряду с семьей и школой. «Цифра» встраивается в когнитивную систему человека, вызывая изменения в сознании и мышлении.
За последние 6 лет интенсивность использования интернета существенно возросла как среди детей, так и среди взрослых. Каждый второй подросток 14-17 лет проводит в интернете в среднем 6 часов, а 20% проводят в сети не менее 9 часов в день. Ребята уже не разделяют жизнь на реальную и виртуальную, для них она одна, смешанная. Каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый живут в смешанной реальности. Каждый второй ребенок не видит разницы между реальным и виртуальным мирами и постоянно переключается между ними в зависимости от задач. Еще больше границы размыла пандемия коронавируса: обучение ушло в онлайн-формат, и даже незыблемость школы как физически существующего социального института была поставлена под сомнение.
Интересно то, что взрослые не могут контролировать виртуальную реальность подростков. У разных возрастных категорий разные места обитания в интернете. Это видно на примере социальных сетей. Подростки буквально существуют и потребляют контент в TikTok и Instagram, тогда как взрослые «зависают» во ВКонтакте, «Одноклассниках» и Facebook.
И, конечно, взрослые волнуются за своих детей. И неспроста: новое поколение сильно отличается от предыдущего. Например, ему присуще клиповое мышление, которое многие ругают. Что это значит? Среди особенностей клипового мышления — быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, при котором восприятие происходит не линейно, а фрагментами — самыми запоминающимися эмоционально. Отсюда проблемы с длительным восприятием последовательной однородной информации — например, лекции. Давно известно, что современный школьник не может фокусировать внимание на одном и том же 40 минут урока — например, весь урок решать задачи у доски или слушать лекцию. Поэтому учителя в течение этого времени обычно меняют несколько видов деятельности в классе: например, объясняют словами, затем показывают видео, дают небольшие практические задачи в группах и индивидуально, в конце — тест.
Ещё одна особенность современного восприятия — эффект Google. Так назвали феномен, означающий, что человек хуже начинает запоминать данные, надеясь на интернет, но при этом отлично помнит, как именно можно найти эту информацию.
Но так ли плохо то, что современные подростки мыслят иначе? Многие психологи считают, что такое мышление — эволюционный защитный механизм, который позволяет детям избежать информационных перегрузок. И это крайне актуально в мире, где поток информации не прекращается никогда, и при этом царствует многозадачность.
Кстати, о многозадачности. Согласно исследованиям МГУ и ФРИ, 88% подростков успешно существуют в режиме медиамногозадачности — то есть, одновременного использования разных электронных устройств и источников информации, совмещение онлайн и оффлайн-активностей. Фокусироваться на одной задаче привыкли только 12% подростков — они считают этот способ неэффективным.
Социальный капитал также уходит в онлайн. В сети создаётся цифровая личность, у которой есть все: образ, репутация, мотивация и так далее. А ещё у неё есть друзья.
Согласно классическим исследованиям, количество социальных связей, которые человек может поддерживать постоянно, равняется примерно 150 (число Данбара — от 100 до 230, обычно берут усреднённое 150). И каждый третий ребёнок имеет на своих страницах в социальных сетях 150 и более друзей. Как правило, это слабые связи — именно о таких американский социолог Грановеттер говорил, что они имеют большее значение, чем близкие знакомые. Такие связи хороши в точки зрения нетворкинга — через них можно найти нужных экспертов, устроиться на работу и так далее.
Но не все дети умеют правильно пользоваться такими связями. Использованию этого ресурса необходимо учить, а взрослые часто разбираются в технической части вопроса хуже, чем дети. Что они могут?
Новая реальность диктует новые условия — прежде всего для тех, кто взаимодействует с новым поколением. Эпоха с самого раннего возраста требует от детей цифровой компетентности: способности и готовности применять информационные технологии не только эффективно, но и безопасно. Идеальна была бы ситуация, при которой цифровую грамотность начинали бы развивать в младших классах, а затем человек повышал бы свою компетенцию на протяжение всей жизни. Но пока это утопия: дети не готовы отдавать интернет-пространство взрослым, а взрослые не могут контролировать то, чем занимаются дети онлайн.
Можно рассчитывать на то, что новое поколение само справится с вызовами времени. И оно, наверное, справится, но сможем ли мы по итогам эффективно взаимодействовать? Этот вопрос открыт. Поэтому и педагогам, и родителям важно научиться слушать современных детей и понимать их.