Как онлайн-курсы изменят классическое образование?

И что такое СЦОС в РФ?

Mudassar Iqbal с сайта Pixabay

Ни для кого не секрет, что сегодня платформы дистанционного образования активно развивают и на частном, и на государственном уровнях. Это мировой тренд, который позволит вывести среднее, высшее и дополнительное образование на новый уровень: сделать его более гибким, эффективным, массовым, частично дистанционным. По прогнозам экспертов, к 2025 году в мире станет более 400 миллионов слушателей онлайн-курсов. 

Сегодня в России активно строится цифровая экономика, кадров для которой уже сегодня недостаточно. Эту проблему необходимо решать, взращивая профессионалов по мировым стандартам. Поэтому создание онлайн образовательной среды стало одним из приоритетов для ведущих вузов РФ и всех специалистов сферы образования.

В рамках национального проекта «Образование» была создана программа «Современная цифровая образовательная среда в РФ», которая должна предоставлять полный спектр возможностей для онлайн-обучения. 

Важное направление СЦОС — создание информационно-образовательного ресурса-агрегатора онлайн-курсов https://online.edu.ru/ru/. Сейчас он находится в режиме опытной эксплуатации. Этот ресурс — не только агрегатор онлайн-курсов, которые создают университеты, но и площадка взаимодействия работодателя и соискателя и инструмент для создания образовательного портфолио. Платформа решает множество задач, главная из которых — повышение качества и доступности непрерывного онлайн-образования для всех жителей страны за счёт развития цифрового пространства. 


Ресурс создан по принципу «одного окна»: тут можно получить доступ к онлайн-курсам для любого уровня образования из разных источников (курсы предоставляют не только вузы, но и другие образовательные платформы наподобие Skyeng, Эдуардо, Нетологии, портала дистанционного обучения и сертификации компании D-Link и так далее). Сейчас сюда загружено более 1100 онлайн-курсов, к системе подключено 39 онлайн-платформ, где размещают свои курсы более 120 российских вузов и около 40 колледжей и техникумов. Пока что портал находится в режиме опытной эксплуатации. 

Сервис даёт авторам курсов обратную связь, позволяя им повышать эффективность обучения. Для работодателей тут функционирует «Личный кабинет», в котором можно размещать вакансии и включать в список требований онлайн-курсы: сервис при этом может рекомендовать компании подходящих кандидатов на должность.


ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО?


Исследование института образования НИУ ВШЭ показало, что правильно организованное онлайн-обучение по эффективность не уступает традиционному, а также комбинации этих видов. Сегодня специалисты в сфере образования делают акцент именно на смешанной форме обучения: это когда из традиционной образовательной модели переводят 20-30% курсов в онлайн-формат. По мнению специалистов, blended learningнаиболее оптимален с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов, количества обученных и трудовых затрат преподавателя. 

Кстати, эксперты считают, что внедрение онлайн-образования никак не повредит преподавательскому составу региональных учебных заведений. Наоборот, это позволит шире взаимодействовать со студентами, проводить больше практических и лабораторных работ. 


Всероссийское социологическое исследование «Восприятие онлайн-обучения в РФ» подтвердило, что студенты вузов, колледжей и техникумов, а также преподаватели и бизнес-сообщество позитивно оценивают внедрение онлайн-обучения в классическую учебную программу. К дистанционным курсам и дистанционным же зачётам по ним положительно относятся 87% студентов и 76% преподавателей

О новом портале, созданным в рамках СЦОС, уже  слышали 62% студентов и 74% преподавателей. На нём уже есть 700 тысяч зарегистрировавшихся, в день сюда приходит от 4 до 7 тысяч уникальных пользователей. 43,8% из них — молодые люди 18-24 лет. 

Самые популярные курсы на портале созданы НИУ ВШЭ («Введение в историю искусства», «Маркетинг», «Социальная психология» и «Управление проектами»), МГУ им. М.В. Ломоносова («Язык, культура и межкультурная коммуникация», «Основы астрономии», «Юридическая поддержка стартапов»), СПбГУ («Китайский язык для начинающих», «История России», «Психология сознания»), УрФУ («Культура русской деловой речи», «Самоменеджмент»), НИТУ «МИСиС» («Персональная эффективность: тайм-менеджмент»), ИТМО («Веб-программирование»), МФТИ («Теория игр»).