Онлайн-курсы в высшем образовании: далекая перспектива или реальность?

Почему онлайн-обучение необходимо классическим университетам, и что уже сделали, чтобы его ввести

http://posta-magazine.ru/

Глобальная конференция #EdCrunch проходит уже пятый год подряд. За это время она стала составной частью государственного приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и площадкой, на которой обсуждаются новые решения в образовании. Тут собираются представители учебных заведений, чиновники, методисты и другие профессионалы сферы образования для того, чтобы вести диалог и приходить к консенсусу.

Мы побывали на пресс-конференции "Перспективы и приоритеты развития цифрового образования в России", где самые видные профессионалы сферы образования России собрались, чтобы побеседовать о последних результатах своей работы и о планах на будущее.

Заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская рассказала о государственной политике в сфере модернизации образования.

–  Сегодня, как и много лет назад, уже невозможно один раз получить качественное образование и затем всю жизнь конвертировать его в опыт. Поэтому каждый университет сейчас внедряет смешанные формы обучения, где, наряду с традиционными методами, применяются и новые цифровые – в том числе, онлайн-курсы, – отметила заместитель министра.  

Много говорили и о проблемах, с которыми сталкивается Министерство науки и высшего образования при внедрении в образование новых технологий:

–  В этой плоскости есть вопрос к профессиональному сообществу: насколько оно готово принять онлайн-курсы других преподавателей. Ведь это вопрос доверия, профессионального взаимодействия <...> Это вопрос занятости, нормирования и трудовых взаимоотношений. Какую долю онлайн-курсов можно взять при освоении той или иной программы? <...>  Тут задача и руководителей, и Министерства – пояснить профессиональному сообществу, что, если вы не пересядете на новые подходы и техники, новые ресурсы по сопровождению, ваши рабочие места отойдут в пользу компаний-партнеров, которые делают онлайн-курсы.

Напомним, что Марина Боровская была назначена на пост замминистра науки и высшего образования в июле 2018 года. Ранее она занимала пост ректора Южного федерального университета. ЮФУ - один из крупнейших научно-образовательных центров Юга России, расположенный в Ростове-на-Дону. Основными направлениями научной деятельности вуза являются исследования в области наноматериалов и перспективных интеллектуальных технологий, морская, авиационная и ракетно-космическая техника, а также архитектурно-художественное творчество и модели развития человеческого капитала.

Ректор НИУ ВШЭ  Ярослав Кузьминов добавил, что традиционные университеты переживают кризис в связи с растущим спросом на высшее образование. Он пояснил, что не так давно в мире было 150 миллионов студентов, сейчас их насчитывается уже 200 миллионов, а через 10 лет их количество приблизится к 400 миллионам человек. Традиционные же университеты рассчитаны на количество студентов примерно в 10 раз меньше. И профессоров, стопроцентно разбирающихся в своих дисциплинах и подкрепляющих преподавание собственными исследованиями, конечно, не хватает. Все чаще встречается ситуация, когда профессор читает несколько курсов сразу. За последние 20 лет по экспоненте возросшее количество студентов привело к открытию массовых университетов, где ⅔ курсов не покрыто собственными исследованиями.

–  В подавляющем большинстве университетов преподаватель читает 2-3, иногда 4 курса одновременно. Очевидно, что он не может даже читать современную литературу по всем этим четырем курсам, не говоря уже об исследованиях. Речь идет о пересмотре системы государственной аккредитации. Она должна выявлять, есть ли у университета собственные ресурсы для чтения оригинальных курсов или им есть смысл выйти на рынок (глобальный или национальный - решение за Министерством) онлайн-курсов, которые читают ведущие профессора, которые точно ведут исследования в этой области, а самому университету ограничить себя комментированием этих курсов, ведением семинаров. Тем самым мы резко повысим качество высшего образования.

Но для того, чтобы полноценно вводить онлайн-курсы в систему высшего образования, необходима надежная платформа, отвечающая потребностям и преподавателя, и студента. Такая платформа тоже разрабатывается в рамках программы «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Уже создан так называемый ресурс «Одного окна», который объединяет в себе систему идентификации, реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио. В него также интегрирован сервис «Психометрика», который помогает улучшить онлайн-курсы за счет статистики студенческой активности, автоматически собираемой системой. О ней рассказала Евгения Юрьевна Кулик, директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ:    

–  При работе студента с платформой остается цифровой след, то есть данные о тех действиях, которые выполнялись студентом на платформе. Когда студентов много, более 500-1000 человек, математические модели позволяют анализировать эти данные: выявлять паттерны в поведении студентов, закономерности. которые там есть, и под эти паттерны подстраиваться <...> В рамках проекта СЦОС Высшая школа экономики разработала сервис. Автор платформы загружает лог курса, и сервис формирует отчет в виде pdf-файла, который содержит 4 основных раздела: раздел, который посвящен анализу трудностей контента, анализу взаимодействия студентов с контентом, анализу качества оценочных средств и анализу приращения компетенции студента внутри курса.

Андрей Лямин, начальник Департамента открытого образования ИТМО, в котором и был разработан ресурс «Одного окна», добавил, что на ресурсе также присутствует личный кабинет работодателя, который дает возможность компаниям размещать вакансии и подбирать себе сотрудников, исходя из освоенных ими онлайн компетенций. Компании смогут создавать и собственные онлайн-курсы.


Итак, онлайн-курсы в высшем образовании – это объективная необходимость, которая пойдет на пользу и студентам, и университетам, и компаниям-работодателям. Но пока не все готовы мириться с тем, что цифровая эпоха отнимает у людей возможность оставаться в зоне комфорта, реализуя привычные преподавательские и студенческие практики. Но за любым прогрессом стоят большие усилия, и наша задача – предпринять их, чтобы сделать образование в нашей стране одним из лучших в мире.