Песков том, почему образование не успевает за технологиями и экономикой

Mudassar Iqbal с сайта Pixabay

На пресс-конференции в рамках EdCrunch-2019 Дмитрий Николаевич Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, рассказал журналистам, почему российской системе образования не всегда удаётся угнаться за технологическим и экономическим развитием.

Одной из главных проблем российской системы образования спикер считает неготовность всех жителей страны жить и обучаться в цифровом мире. И это проблема тесно связана с Конституцией: каждый человек имеет право на образование, но не каждый может получать его в электронном формате.

– С одной стороны, нам нужны цифровые стандарты, которые бы обновлялись в онлайне, немедленно собирали всё лучшее. С другой стороны, мы не готовы немедленно распространить их на 100% жителей страны, которые учатся и приходят в систему образования: среднего, высшего, дополнительного и так далее. Возникает проблема конституционных прав граждан. Это та же самая проблема, которая есть, например, в системе Госуслуг: можно было бы всё перевести на искусственный интеллект и цифру, но только тогда 100% граждан будут готовы получать услуги в цифровом виде. Пока этого не происходит, мы обязаны, согласно Конституции, держать две системы: цифровую и аналоговую. Вот в системе образования та же самая история: мы вынуждены одновременно держать аналоговую систему отчетности и создавать цифровую. Таким образом, вместо снижения нагрузки на преподавателя, учителя, у нас происходит увеличение нагрузки, - сказал Песков.

Но есть и другие проблемы. Так, спикер отметил, что многие технологии, которые мы сегодня внедряем в образования (например, «Кванториум») не являются уникальными в своем роде, поэтому логично было бы ориентироваться на мировой опыт в достижении новых целей. Однако нашей системе, зацикленной на самой себе, не хватает международной экспертизы.  

– Главный вопрос: а кто оценивает, что то, что вы сделали, сделано хорошо? Что, в программах Правительства Москвы есть независимая оценка результата? Или в региональных центрах есть независимая оценка результата? Нет, конечно. Что, в вузах у нас есть настоящая цифровая независимая оценка результатов? Нет. Она появляется тогда, когда вы действуете достаточно глобально, если мировые лидеры с вами делают что-то вместе. Таким образом они оценивают, что то, что вы делаете, по-настоящему хорошо.

Спикер отметил, что новые программы для отечественных вузов редко валидирует мировое сообщество. Международные экспертные советы есть во многих вузах проекта «5-100», но не во всех остальных. А для того, чтобы делать по-настоящему хорошие и качественные образовательные программы, необходимо обращаться к мировому опыту. Так, например, произошло с WorldSkills– это движение пришло в нашу страну сравнительно недавно, однако на чемпионатах мы уже традиционно занимаем лидирующие позиции. Как это произошло?

– Почему мы стали мировыми лидерами? Потому что мы сделали ровно так, как сказал, например, Бен Нельсон из Minerva. Мы не пытались придумать своё, мы в начале изучили всё, что лучше всех делают все страны, а потом сделали совместные программы с их ведущими экспертами. И каждый год на разных соревнованиях подтверждали свой уровень и его растили. И это привело к итоговому блестящему результату.

Дмитрий Песков завершил мысль тем, что отметил, что наши специалисты в образовании относятся к миру, как к источнику новаций, но не воспринимают мир, как площадку для побед нашей страны, площадку для заработка, экспансии, какого-то реального действия.

Ещё одна вещь, которая необходима для того, чтобы система образования выпускала на рынок труда специалистов с необходимыми для быстро изменяющегося мира квалификациями – это независимая система оценки результатов.

– Это такая система, которая преодолевает риск того, что какого-то человека купят, и он вам поставит тут или иную оценку. Если она ориентирована на цифровой след, она может носить качественный характер, а нет вашего цифрового следа и оценки этого – некачественный характер. Почему у нас хорошо получается по математике, физике, другим естественнонаучным дисциплинам? Там результат налицо: либо ты решил уравнение, либо не решил. А там, где возникает повод для спекуляции и симуляции – мы, конечно, этим пользуемся, так человек устроен. Тем более, в той административной системе, которая у нас с вами сегодня существует.

Образовательное сообщество так или иначе стремится к решению обозначенных проблем. Уже сегодня для того, например, чтобы обеспечить образование международной экспертизой, российские вузы активно участвуют в мировых рейтингах (THE, QS, ARWU и так далее), а школьное образование оценивается экспертами из PISA, TIMSS и др. Однако этого недостаточно: многие столичные и региональные учебные заведения оценки обходят стороной, и они остаются на том же уровне, что и были. И в этом смысле цифровизация – это то, что может помочь стандартизировать образовательные стандарты во всех уголках страны. Только все ли могут и хотят идти в ногу с прогрессом?