25 января заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов посетили НИТУ «МИСиС» и приняли участие в торжественном открытии Дня российского студенчества. Вице-премьер выступила с приветственным словом, посетила научные лаборатории университета, а также в формате Круглого стола побеседовала со студентами и молодыми учёными.
Председатель студенческого совета НИТУ «МИСиС» Глеб Узунов открыл мероприятие поздравлением всех присутствующих с Днём студенчества в России. Участникам Круглого стола было интересно узнать у вице-премьера, каков прогресс реализации национальных проектов в области образования: вопросы касались Проекта «5-100», онлайн-образования, популяризации науки, аспирантских программ обучения и экспорта российского образования. Ребята также поинтересовались, как должен выглядеть университет и студент будущего.
Татьяна Голикова рассказала, какие преимущества предоставляет вузам Проект «5-100». Состязательность участников рейтингов и беспристрастность Международного Совета, регулярно оценивающего университеты, заставляет вузы лучше готовиться и становиться уникальными в своей области.
«Место в рейтинге предопределяет будущее университета»
По словам вице-премьера, учебные заведения в рамках Проекта уже очень серьёзно продвинулись. Их успех позволит увеличить уровень финансирования Проекта «5-100», а также число участников минимум до 30-ти.
Следующий вопрос на повестке дня — заменит ли онлайн-образование традиционное?
Татьяна Голикова считает, что онлайн-образование уже сейчас занимает свою нишу, на которую выделяются большие финансовые и управленческие ресурсы. Но полностью заменить традиционное обучение дистанционным не получится.
Вообще цифровизация сферы образования предоставляет новые возможности для россиян. Например, создание электронного портфолио для школьников и студентов на специализированных интернет-ресурсах, куда можно включить данные и о soft skills (неспециализированные навыки: например, умение работать в команде, управление временем, лидерство и др.).
В будущем таких технологических возможностей станет куда больше, поэтому студентов и молодых учёных заинтересовало, как вице-премьер представляет себе университет и студентов будущего.
Вузам уже сейчас предоставлена некоторая автономность в выборе и осуществлении образовательных программ, и они не могут не реагировать на вызовы рынка труда, как внутреннего, так и международного. Самыми востребованными профессиями будущего, по версии властей, станут информационные технологии, а также биотехнологии и биоматериалы. Вторая особенность будущей системы образования — пристальное внимание развитию у молодых людей soft skills. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ведомство совместно с РАН уже сейчас создают прототип экзамена оценки «мягких навыков».
Помимо сугубо образовательных вопросов, студенты поинтересовались у чиновников планами в отношении развития науки. Сейчас вузы активно занимаются вопросами популяризации: например, в НИТУ «МИСиС» практикуют формат «научных боёв» (Science Slam) для вовлечения студентов в научную деятельность. За свои успехи вуз даже получил право самостоятельно присуждать научные степени, что позволяется далеко не каждому учебному заведению.
Следующий вопрос коснулся разграничения образования и науки в современном университете. Какой должна быть российская аспирантура? В ректорском и научном сообществах сейчас идут жаркие дискуссии на эту тему: некоторые считают аспирантуру одним из этапов образования (как сейчас и принято), другие настаивают на том, что это в полной мере научная деятельность. Ведущие вузы стараются соблюдать баланс между научной и учебной деятельностью уже в бакалавриате. Так, например, основатели студии «Карфидов Лаб» Дмитрий Васильев и Алексей Карфидов обратились к науке ещё на 2-м курсе. Сразу после окончания университета им удалось оформить прибыльное малое инновационное предприятие.
Сближение науки и образования предполагает и новые варианты выхода студентов на защиту. В ближайшие пару лет выпускники всех российских вузов смогут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный бизнес-проект. В НИТУ «МИСиС» в 2017 и 2018 годах выпускники магистратуры цифрового производства FabLab представили в качестве дипломных работ свои стартапы. Некоторые из них имеют хороший потенциал для выпуска в промышленных масштабах.