Наука становится более практико-ориентированной: во многих вузах России планируют разрешить защищать бизнес-проекты вместо скучной дипломной работы. В некоторых учебных заведениях так уже делают. Например, в 2017 и 2018 годах в НИТУ «МИСиС» выпускники магистратуры цифрового производства FabLab представили в качестве дипломных работ собственные проекты — готовые функциональные устройства. Некоторые из них в дальнейшем подлежат коммерциализации — то есть имеют потенциал для выпуска в промышленных масштабах.
Кстати говоря, и с развитием стартапа МИСиС помогает: в 2017 году в вузе был создан Центр коммерциализации технологий, который призван поддерживать результаты научно-исследовательской деятельности университета.
— Для того, чтобы у студентов была возможность защитить квалификационную работу в виде стартапа, в университете должна быть развитая учебно-научная инфраструктура, нацеленная на коммерциализацию инноваций, поддержку малых инновационных предприятий, а также активное внедрение проектного подхода, — считает ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова.
Новые правила
Впрочем, стартапы в качестве выпускной работы вскоре будут рассматривать аттестационные комиссии всех университетов России. В Министерстве науки и высшего образования рассказали, что такую практику одобрили в правительстве и теперь будут активно распространять. Некоторые эксперты, правда, считают, что для нынешней российской системы образования эта идея «революционна», однако, оказывается, для отечественного высшего образования подобный подход не в новинку.
Иван Засурский — заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова — рассказал, что практика защиты проектов как выпускных работ уже существовала в СССР на факультете журналистики МГУ. У студентов была возможность защиты так называемого «творческого диплома», который был похож на разработку современного стартапа. Позже такая возможность исчезла.
Сегодня процесс защиты дипломных работ стандартизирован: есть минимальный объем выпускной квалификационной работы, который должен написать каждый студент (примерно 60-80 страниц в зависимости от вуза и специальности). А вот с критериями выдвигаемого на защиту студенческого стартапа пока не определились — это теперь основная задача экспертов.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в качестве критериев могут рассматриваться уровень организаторских способностей, познаний в конкретной сфере и так далее.
Кстати, обучение созданию стартапов в вузах — это часть национальной программы «Цифровая экономика», реализуемой Правительством РФ период с 2017 по 2024 годы. Никаких изменений в законодательстве принятие стартапов в качестве дипломной работы не требует: действующий порядок аттестации студентов вполне позволяет такую форму выпускной работы. Интересно, что в мире такая практика не распространена.
Сегодня более 1 000 вузов в России принимают исключительно традиционные выпускные работы. Однако 71 учебное заведение уже перестроилось и готово оценивать студенческие стартапы. К таким вузам, помимо НИТУ «МИСиС», относится МФТИ: тут на кафедре управления технологическими проектами разработка стартапа вообще является обязательной частью диплома (подробнее).
Какие проекты стартапов уже защищены?
Принимают стартапы и на некоторых направлениях в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Выпускники уже защитили и реализовали такие проекты, как детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, антикафе, детский фэнтези-лагерь.
— Стартап — это потенциальная бизнес-единица, для разработки которой необходимы компетенции в области финансов, налогов и бухгалтерского учета, маркетинга, не говоря уже о глубоком знании предметной области самого изобретения. Поэтому для разработки необходимо привлекать выпускников различных направлений подготовки, — рассказал проректор по учебно-методической работе РЭУ имени Г.В. Плеханова Петр Карасев. — Можно предположить, что в ближайшей перспективе мы будем говорить о групповой защите междисциплинарных выпускных квалификационных работ в формате стартапа.
Стартап в качестве диплома уже защищали студенты таких вузов, как Дальневосточный федеральный университет, Университет информационных технологий, механики и оптики, Астраханский государственный технический университет. В последнем стартап как магистерская диссертация был защищен впервые еще в 2016 году. Данила Ивашкович, студент Института морских технологий, представил работу на тему «Разработка морской многоцелевой беспилотной платформы для мониторинга акватории Северного Каспия». Юноша защищал свою работу публично в Астраханском филиале Российского морского регистра судоходства. Аттестационная комиссия состояла из профессиональных экспертов в области морской техники, которые активнее всего интересовались технической стороной разработки и финансовой моделью реализации проекта.
Данила рассказал, что разработанный им интеллектуальный телематический комплекс — нечто вроде «черного ящика» для морского парусного беспилотника. Он отвечает за удаленную диагностику систем и передачу данных с беспилотника. Для России такая разработка является инновацией.
Что дальше?
В 2019 году стартапы вместо бакалаврских и магистерских дипломных работ смогут защитить студенты СПбГУ и многих других университетов.
Новый проект может поспособстововать развитию инноваций и малого бизнеса в России, а также удержать молодых специалистов внутри профессии. Современной России это по-настоящему необходимо: ведь, согласно исследованию РАНХиГС, только 37% выпускников вузов и ссузов работают по профессии. Еще 29% рассказывают, что их работа «связана со специальностью», остальные же трудятся в области, совершенно не связанной с их образованием.