Что может изменить национальный проект “Образование”?

Ольга Васильева рассказала о шестилетней программе образовательных реформ

13 августа Правительство России рассмотрит широкомасштабный национальный проект “Образование”, который рассчитан на 6 лет. Согласно его содержанию, учителям станут доступны новые должности, в регионах появятся центры для одаренных детей и школы нового типа. Обо всем этом на встрече с педагогами в Хакасии рассказала министр просвещения РФ Ольга Васильева.

В национальный проект “Образование”, по словам министра, войдут девять отдельных федеральных проектов.

Первое направление, которое будут развивать - “Современная школа”. В его рамках не только построят новые школы, но и обносят материально-техническую базу существующих. Также планируется ликвидация третьей смены. Внутри самого образовательного процесса также произойдут изменения: будут внедрены новые методы обучения, обновлены содержания образовательных программ.  Обещают, например, серьезные трансформации предмета “Технология”: теперь уроки будут проходить в том числе в детских технопарках.

Главная задача проекта - включение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования (на данный момент, судя по рейтингу PISA, мы - на 34-36 месте).

Еще один проект в составе “Образования” называется “Успех каждого ребенка” и направлен на развитие дополнительного образования, профориентации и поддержку одаренных детей. Создатели проекта предлагают открыть по “Кванториуму” (детский технопарк) в каждом регионе, а также создать ряд центров развития детских компетенций на базе региональных вузов. К тому же, в 2024 году планируется открыть сеть центров выявления, поддержки и развития талантов. Пример такого центра, который уже существует - образовательный центр “Сириус” в Сочи.

"С сентября этого года мы запускаем большой профориентационный проект "Билет в будущее", рассчитанный на школьников 6-11 классов, уже запущена "Проектория", - рассказала Ольга Васильева. - Поддержка ранней профориентации должна идти регионам через субсидии. Это большие деньги, также, как и "Кванториумы" - около миллиарда рублей в год".

Еще одно направление, входящее в нацпроект “Образование” назвали “Современные родители”. Он подразумевает разработку единого портала для современных родителей, на котором они смогут проконсультироваться со специалистом, получить помощь психолога, поговорить с педагогом. Также планируется открытие центров скорой психолого-педагогической помощи родителям: это будет делаться при поддержке некоммерческих организаций. Ольга Васильева отметила, что в России уже есть около сотни таких центров, которые успешно работают.

Следующее направление - “Цифровая образовательная среда”. Она будет учитывать потребности школ, по-первых, с технической точки зрения (обеспечивать скоростным интернетом, электронными дневниками и журналами, системами питания по электронным карточкам и так далее), и, во-вторых, с точки зрения учебных материалов. Сюда входит “Российская электронная школа” - проект, который включает в себя виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-обучение, 3D-лаборатории. Еще одно нововведение - будет создан Центр цифровой трансформации образования, который займется аналитической и организационной работой в сфере цифрового образования.

Еще одно направление национального проекта - “Учитель будущего”. Оно направлено на развитие педагогического состава школ.  

"Это во многом ключевой проект: не менее половины учителей должны пройти переподготовку. При этом национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть, не учитель-директор-завуч, а горизонтальную. Появятся новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи", - рассказала Ольга Васильева.

В этих реформах кроются принципиальные изменения в понимании роли педагога. Так, например, уже обсуждались такие варианты должностей, как “учитель-мастер” и “учитель-наставник”.

Следующее направление развития - проект “Молодые профессионалы”. Предполагается, что в рамках этого направления будут повышать престиж рабочих профессий для того, чтобы выпускники колледжей и техникумов имели возможность работать на модернизированных производствах. Первый шаг - предстоящий в 2019 году чемпионат по профессиональному мастерству в Казани. Он будет проведен по стандартам Worldskills. В более далекой перспективе - открытие центров опережающей профподготовки и 5000 мастерских. Работу по этому направлению планируют завершить к концу 2024 года.

Еще один проект - “Новые возможности для каждого”. Он даст возможность учиться в течение всей жизни. Будет создана платформа-навигатор по существующим курсам (в том числе, онлайн). Предполагается, что к 2024 году платформой будут пользоваться около 1,2 миллионов человек. Данный проект разрабатывает Министерство науки и высшего образования.

“Социальная активность” - другой проект, вверенный уже Росмолодежи. Он предполагает формирование центров добровольчества, где лучшие волонтерские проекты будут получать гранты.

Последнее направление в национальном проекте “Образование” называется “Повышения конкурентоспособности российского высшего образования”. В него входят ряд проектов - таких, как “Современная цифровая среда в РФ”, “Экспорт российского образования” и так далее.

В общей сложности на проект будет выделено около 674 миллиардов рублей.