Историк, "Учитель года России и Москвы 2011"
Антон Молев
Научный руководитель Лицея РАНХиГС при Президенте РФ, депутат Московской городской Думы
История - это наука, которая всегда сопутствует каждому из нас. Нравится этот предмет в школе или нет, зависит не только от преподавателя. Каждый человек, считающий себя образованным, хранит память о важных событиях, сопоставляет факты из прошлого с тем, что есть сейчас, учится на ошибках предков.
Антон Молев — историк, который знает, как заинтересовать молодое поколение своим предметом. «Учитель года России и Москвы 2011». Также он известный телеведущий, соавтор передачи «Знаем русский» на телеканале «Мир» и викторины «День города» на ТВЦ. В 2014 году Антон Молев был избран депутатом Московской городской Думы, а в 2016 он снова вернулся в педагогическую среду. Сейчас Антон Ильич научный руководитель Лицея Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Антон Ильич любезно согласился встретиться с корреспондентами молодежного портала «Образование в России».
Антон Ильич, история - один из самых интересных предметов в школе, но в то же время — есть вопросы к тому, как её преподают.
Для меня история была и остается одним из самых увлекательных предметов. За последние 25 лет вопросов ее преподавания возникало достаточно. На мой взгляд, это связано, с одной стороны, с тем, что изменилось молодое поколение, которое теперь черпает информацию из самых разных источников, недоверчиво относится к официальным версиям, и которому больше нужен диалог с учителем, нежели его монолог. А с другой – с появлением новой концепции истории. Ведь в советские времена в основу предмета была положена жесткая структура, опирающаяся на классовый марксистко-ленинский подход, что, как ни странно давало определенные преимущества. Предмет был строгим, с понятным списком дат, четким перечнем персоналий, событий и причинно-следственных связей. Как только эту внутреннюю, системообразующую структуру из предмета убрали, мы сразу утратили некую стройность и логику, появились противоречия, разные подходы и соответственно трудности в преподавании.
Какие исторические периоды ученики воспринимают с большим интересом, а какие с трудом?
Наверное, не буду оригинален, сказав, что самый трудный для молодежи период – это история 20 века, однако в то же время он и самый интересный. События относительно недавнего прошлого вызывают серьезный отклик в душе молодого поколения. Особенно если они медийны и связаны с непримиримыми спорами. Например, сейчас обсуждаются история революции, роль немецкого золота и возможного финансирования партии большевиков. С этими вопросами связан сюжет двух российских сериалов, которые сейчас идут на телевидении («Троцкий» на Первом и «Демон революции» на России 1 прим. редакции). Естественно, дети тоже о них говорят.
Трудность, на мой взгляд, проявляется в том, что для преподавателей история 20 века по-человечески очень близка. Мы по сути являемся наследниками той эпохи и поэтому подсознательно предъявляем высокие требования к ее познанию. Нам искренне кажется, что ребята должны разбираться в этих событиях не хуже нас. Тем не менее, для учеников этот период зачастую никак не связан с реальностью, в которой они живут. Для них история советского государства – это история другой страны, не той, в которой они родились и выросли.
В последние годы на Западе хотят переписать историю и принизить роль советского народа в победе над фашизмом. Но, что обидно, даже где-то у нас это проскальзывает и не только в дискуссиях, но и в учебниках. Приходилось с этим сталкиваться?
Конечно, приходилось, как, уверен, и любому, кто связан с преподаванием истории. Эту тенденцию сейчас можно проследить во множестве популярных книг, которые издаются не только за рубежом, но, к сожалению, и у нас. Ничего удивительного, ведь Вторая мировая война – событие, во многом определившее логику развития всего человечества на многие десятилетия вперед. Поэтому эта тема еще долго будет обсуждаться и с научной, и с политической точек зрения. Конечно, в диалоге с учащимися ее тоже невозможно обойти.
В Минобрнауки появилась информация, что будет создан новый учебник по истории. Что об этом известно Вам?
У этой информации куда более глубокая история. Все в 2011-2012 гг. с разговоров о едином учебнике по истории. В 2013 году был разработан и реализован историко-культурный стандарт, который стал неким компромиссом академического сообщества историков, культурологов, философов. Были выпущены первые три линейки таких учебников в соответствии со стандартами. Пока это только первый шаг, и последующие версии учебников, надеюсь, будут только лучше. Но также хотелось бы подчеркнуть, что классический учебник, неважно, бумажная или электронная версия, все-таки атрибут прежнего подхода к образованию в России. В современных условиях стремительно меняющего мира наиболее актуальным инструментом мог бы стать интерактивный информационный учебный портал. В цифровом виде здесь была бы представлена и основополагающая ключевая информация, которая обычно выносится в учебник, и дополнительные материалы в совершенно разных форматах – от документальных фильмов и сюжетов до ссылок на актуальные исследования и научно-популярные статьи.
Сейчас один из основных критериев в выборе ВУЗа — трудоустройство после его окончания. Какова ситуация с молодыми историками?
Тут очень широкая сфера применения, нужно понимать, о каком уровне образования мы говорим. Первый путь - наука, там есть куда применить свои знания, сейчас существует множество научных школ. Второй путь - все, что касается гуманитарных исследований, современного культурного пространства и его преобразования.
Стоит понимать, что исторический факультет любого вуза – в первую очередь классическое образование, которое дает человеку широкий гуманитарный кругозор. И если оно подкрепляется сильными личностными качествами и профессиональными компетенциями, то это отличный багаж практически для любой профессии или другого дополнительного образования.
Несколько лет назад был дефицит преподавателей в учебных заведениях. Как обстоит ситуация с преподавателями истории на данный момент?
Могу рассказать о ситуации в Москве. Сейчас в столичных школах практически нет вакансий, зато есть очереди из соискателей. Прежде всего это связано с тем, что условия труда и его оплаты существенно изменились в лучшую сторону. При этом понятно, что
поиск и ротация сильнейших учителей по-прежнему существует. Как правило, любой грамотный директор хочет заполучить в свою команду как можно больше современных и высококвалифицированных преподавателей.
Вам как историку какая эпоха более интересна?
На самом деле предпочтения менялись. В юном возрасте меня привлекала эпоха преобразований Петра Великого. Возможно, это было связано с вниманием к его фигуре в то время. В том числе повлияли книга Алексея Толстого «Петр Первый» и целый ряд советских фильмов на эту же тему.
Затем, уже в институте, я увлекся 19 веком – эпохой, когда в России формировались особый язык культуры и образ мышления, которые близки нам и по сей день. Причем какое бы событие мы ни взяли, оно скорее всего чутко отразится в нашем сердце яркими образами – будь то славное начало царствования Александра I, Пушкинский лицей, Война 1812 года или Крымская война.
В 2014 году произошло историческое событие - воссоединение Крыма с Россией. Как Вы считаете, это послужило толчком для более глубокого изучения периода Крымской войны?
Вне всякого сомнения. При этом речь идет не только о самой Крымской войне, потому что внимание историков к ней и так было пристальным, а в целом о роли Крыма в истории России.
Добавлю, что совсем недавно в Крыму прошёл грандиозный фестиваль — реконструкция событий Крымской войны, а именно — героической обороны Севастополя. В нём приняли участиях исторические коллективы из 20-ти стран. Давайте перенесемся в наше время. Какая часть современной России уже история? И где грань с современностью?
Это очень болезненный вопрос не только для меня, но и для моих коллег по цеху. Историей может являться то, что перестало быть в определенных смыслах фактом современности. Причем у этого нет четкого временного критерия, это не может быть жестко зафиксировано. Прежде всего, это вопрос социального самоощущения. Например, эпоха Ельцина давно не факт современности, а факт истории, потому что прошло уже достаточно времени. Целое поколение успело вырасти.
В свое время было принято говорить: Россия до 1914 года и Россия после 1914 года. Сейчас можно привести аналогичный пример: Россия до 2014 года и Россия после 2014 года. Что Вы думаете по этому поводу?
Если вы о нумерологии, то я к ней крайне спокойно отношусь, даже с неким юмором. Конечно, в этом есть какая-то детская привлекательность, поэтому мы ждали революцию в 2017 году и прочее. Например, наши далекие предки на Руси верили, что в 1666 году будет очередной конец света. В нумерологию я совсем не верю, но это интересный и полезный инструмент для учителя истории, с помощью цифр легко запомнить даты, если с ними умело играть, но не более того. Я бы сказал, что пройдет время и все будет расставлено на свои места. Я думаю, что наше поколение будет это ощущать так же очевидно, как и мы ощущаем Россию до и после. Пройдут десятилетия и на этот вопрос появится более очевидный ответ.
Спасибо за интервью. Корреспондентам редакции портала «Образование в России» было очень приятно пообщаться с Молевым Антоном Ильичом, победителем конкурса «Учитель года России и Москвы 2011» и руководителем Лицея Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте.