Илья Демаков - Учитель года России - 2017

Илья Демаков

Учитель истории Гимназии № 116 г. Санкт-Петербурга

23.11.2017

Ломоносовский семинар, Декада Лютера, работа по патриотическому воспитанию, театральная студия на немецком языке и кружок любителей Джона Толкина - вот то немногое, чем занимается 30-летний учитель истории из Санкт-Петербурга. Результат работы Ильи Сергеевича - безграничная любовь детей и звание "Учителя года России"- 2017. А результат нашей - интервью с этим разносторонним человеком.


Расскажите, как вас встретили в гимназии после победы? Устроили ли ученики какой-нибудь сюрприз?

Это было очень по-домашнему – эмоционально и трогательно. Пришли мои выпускники, коллеги; ребята, которых я сейчас учу, сделали плакаты и бурно скандировали что-то праздничное. Потом был концерт и много поздравлений. И, конечно, возвращение в свой класс, к ученикам, по которым я очень соскучился за время конкурса. Да, у меня определённо было ощущение, что я вернулся домой.


Какой исторической фигурой вы восхищаетесь?

Моя диссертация была посвящена Ломоносову. В определённом смысле, он – мой герой. Думаю, дело в его особой культурной роли: Ломоносов был посредником между Востоком и Западом, между искусствами и наукой, сочетал удивительно бурный темперамент с твёрдой, последовательной волей. Меня восхищает его универсализм, способность к пониманию и синтезу очень различных областей знания. Кстати, убеждён, что это свойство становится необходимостью в современном мире.


Вы следите за новинками в кино? На Ваш взгляд, насколько достоверно в современном кинематографе представлены такие события, как Великая отечественная война, Гражданская война 1917 года, революции и отдельные исторические события?

Я не думаю, что стоит приписывать игровому кино такие важные функции, как историческое просвещение.

Для этого есть школа, специальные журналы, документалистика. Сам я очень люблю ходить в кино, раз в неделю точно бываю в зале. Но я смотрю фильмы на большом экране ради ярких эмоций, настроения, интереса. При этом хорошо и важно, что появляется много фильмов и сериалов на историческую тематику: это развивает интерес к теме. Но достоверность в них искать всё-таки не стоит, они и созданы не для этого.


 


«Кто не знает прошлого, у того нет будущего». Как вы считаете, есть ли у нас будущее, если налицо повальное незнание самых важных исторических дат и фактов?

Думаю, это не так. Что относить к самым важным датам: старт Гагарина, Великую Победу, основание Петербурга? – так с этими датами проблем нет. Проблема таких опросов в том, что под камерой люди теряются.

Вообще, в истории первостепенно не заучивание дат, а понимание сути событий и связей между ними. Даты, в конце концов, можно загуглить, и в этом нет ничего страшного.


Какой исторический период наиболее труден для восприятия молодежи? Как облегчить процесс его преподавания?

Наибольшие трудности обычно вызывает новейшая история – ХХ век. Здесь, как и в любом другом периоде, важно вызвать эмоциональный отклик. А это лучше всего достигается, когда мы знакомимся с реальными судьбами, с живыми человеческими историями.


Если бы вы могли, как у Стивена Кинга в «11.22.63», изменить какое-нибудь событие в прошлом, что бы это было?

Я не хотел бы располагать такой возможностью.


С чего началась ваша любовь к Джону Толкину? Много ли поклонников посещает Ваш клуб любителей его творчества? Чем вы занимаетесь вместе?

Любовь к Толкину начинается с любви к языку: родному, иностранному, мёртвому... Этот клуб ориентирован на исследовательскую работу, на научное творчество. Он создан для тех, кому тесно в классических рамках реферата на заданную тему, кто хочет объединить возможности и материал различных наук. Поэтому большинство ребят занимаются здесь по несколько лет. Конечно, мы много обсуждаем сами тексты, ходим в кино. У нас солидная библиотека собралась за эти годы: есть даже «Хоббит» на латыни и, разумеется, все главные тексты на английском плюс всё толкиновское, что издано на русском языке.


Кстати Толкину в свое время пришлось сменить номер телефона, потому что поклонники надоедали ему звонками. Вы не столкнулись с такой проблемой? 

Иногда узнают, но не до такой степени. Хотя география новостных репортажей удивительная: моих учеников со мной показали на ТВ от Швейцарии до Казахстана.


В процессе преподавания сложно удержать от субъективных оценок. Какова Ваша гражданская позиция и какими методами вы пользуетесь, чтобы аккуратно донести ее до учеников?

Убеждён, что учитель должен не только определиться со своей позицией по преподаваемым сюжетам, но и ясно эту позицию выражать. Ученики в таком случае видят, что иметь своё мнение – это норма, что мнения могут быть различны, а следовательно – нужно научиться аргументировать их и, что особенно важно, научиться слышать мнение другого



Что вы думаете о внедрении дистанционного образования в России?

Это важно и правильно. Думаю, в этом основа для единого образовательного пространства.

«Дистант» даёт возможность учиться по общим и ясным правилам каждому, где бы он ни находился и каков бы ни был его индивидуальный темп.


Дайте, пожалуйста, несколько советов людям, которые столкнулись с проблемами при изучении истории в школе или университете, но очень хотят наверстать упущенное. С чего начать? Чем руководствоваться?

Следуйте за своими интересами, они важны для усвоения истории. А главное – читайте хорошие книги и смотрите на мир вокруг. Историю хорошо осваивает тот, кто много читает и привык наблюдать за окружающей жизнью.

"Образование в России" благодарит Илью Сергеевича Демакова за интересное интервью!

 

Другие интервью

/Интервью/

Игорь Ерёмин

Проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева

Читать

/Интервью/

Ирина Савицкая

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

Читать

/Интервью/

Наталия Файдюк

Директор школы №2065

Читать

/Интервью/

Александр Гусев

Автор программы и художественный руководитель проекта «Танцующая семья»

Читать

/Интервью/

Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

Читать

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать