Марина Захарова - министр образования Московской области

Марина Захарова

Интервью о цифровом образовании, учительской зарплате и системе оценок в школе

13.11.2017

Марина Захарова занимает должность министра образования Московской области с 2014 года. До этого она работала заместителем председателя комитета по вопросам образования и культуры Мособлдумы. Свой путь Марина Борисовна начинала с работы учителя истории и обществознания Апрелевской средней общеобразовательной школы №3 Наро-Фоминского района. А с 1994 года по 2008 занимала должность директора той же школы.

Несмотря на плотный график работы, Марина Захарова смогла выделить время на интервью с молодежным порталом «Образование в России». 


Цифровая среда стала неотъемлемой частью нашей жизни. Мы знаем, что многие ректоры и преподаватели поддерживают электронное образование в России. На Ваш взгляд, какие у него перспективы?

Цифровое образование - это то, с чем мы живем уже сегодня. Современный учитель должен выстраивать свои взаимоотношения с учеником, учитывая возможности цифрового образования, иначе он может отстать от тех процессов, которые происходят не только в школе, но и в мире.

 

Если брать в пример школьников, которые только пришли в первый класс, то нам сложно спрогнозировать, где они будут учиться и работать. Ведь цель жизни ребенка - это не только школа, но и сдача ЕГЭ, куда важнее получение высшего образования, работа и самореализация. Скорость изменений происходящего вокруг нас сумасшедшая, одни профессии меняются и уже сегодня уходят из нашей жизни, другие только появляются. Все эти изменения связаны именно с цифровой средой. Поэтому мы должны быть не только к этому готовы, но и обязаны работать на опережение.


Как Вы это видите? Приведите примеры.

Все считают, что если у учителя в классе стоит электронное оборудование и он пользуется им во время уроков, то это создает цифровую среду в школе. Это неверное представление. Все измеряется не количеством техники в классе, а качеством его использования. Ученик, который только пришел в школу, прекрасно ориентируется в цифровом мире, ему удобно в этой среде, именно там он берет информацию.

Важна роль учителя, который должен стать для ученика проводником в цифровое пространство.

Наша задача простая и сложная одновременно, мы должны обезопасить ребенка и правильно направлять его в информационных потоках. Именно поэтому многие учителя меняют свою методику преподавания. Этого требует и новый стандарт образования в России.


Как правильно  разговаривать  с родителями, которые остались сторонниками классического образования?

Учитель, школа и родители консервативны. Они сопротивляются любым происходящим изменениям. Безусловно, цифра не может заменить живого общения между учителем и учеником. В этом случае всегда нужно стремиться к золотой середине, нужно уметь сочетать живое общение и цифровой мир. Не должно быть резкого контраста между тем, что есть в школе, и тем миром, куда попадает ребенок, покидая ее пределы.

Итог может быть печальным: ученик окажется невостребованным, появится барьер или несколько барьеров, которые ему будет сложно преодолевать. Это большая работа, которую должен проводить и учитель, и родитель.

 

При этом важно помнить, что детям нужно самим научиться делать выбор, отвечать за свои поступки и получать образование. Хочу сразу успокоить родителей, мы никогда не отменим живое общение с учителем, это будет всегда.

 

Мы должны уметь сочетать  все новое, интересное, современное с хорошими традициями нашей школы.

 


Как Вы думаете, когда наступит паритет классического и электронного образования? Как проходит развитие на данный момент?

Например, сегодня практически все пользуются электронным журналом и электронным дневником. Сейчас в школу приходит еще и электронный учебник. Учителя, родители, администрация школы и школьники активно используют данные ресурсы. Если говорить о Московской области, то возможности нашего школьного портала дают еще и дополнительное образование - выбор кружков, секций и т.д. Например, мы с легкостью можем посмотреть, где находится нужная секция, стоимость занятий и многое другое. Это уникальная возможность видеть все образовательное пространство.


В этом году в школу вернули астрономию. Каковы результаты и отзывы от школьников и учителей? Как Вы считаете, какие предметы можно еще внедрить в образовательную программу?

В подмосковных школах астрономия преподавалась всегда. Это не удивительно для нашего региона, где расположено наибольшее количество наукоградов и предприятий, связанных с космической отраслью. В городе Королеве ежегодно проходит международная космическая олимпиада школьников. Введение астрономии — результат инициатив и родительской, и научной общественности. 

Знание устройства нашей Вселенной помогает школьникам полнее представлять картину мира. У нас есть ряд школ, в которых астрономия всегда оставалась учебным предметом. Есть школы, где она преподается элективным курсом. Астрономия - очень наглядный предмет. Должны быть соответствующие учебники и оборудование в классе. Например, школьники должны знать, что такое карта звездного неба и как с ней нужно работать. Введение новых дисциплин всегда должно быть обоснованным, главное в нашей работе – помочь школьнику ориентироваться в современном мире, не навредив ему.


Давайте поговорим  о трудоустройстве. Востребована ли сейчас профессия учителя? Каковы перспективы и средняя зарплата?

Ежегодно количество молодых учителей, которые трудоустраиваются в регионе - от 800 до 1200 человек. Но наш приоритет не количество молодых специалистов, а качество их подготовки. В этом году мы запустили новый проект выпускника - педагога – «Драфт». По сути, в настоящее время уже создана Региональная система рейтингования выпускников педвузов, базирующаяся на их учебных, научных и общественных достижениях. Теперь директора школ «борются» за привлечение в свои школы самых лучших. Довольны и выпускники: им предлагаются различные бонусы в виде предоставления служебного жилья и дополнительной доплаты от муниципалитета. Формируется система сопровождения выпускников в профессии в течение 3 лет. Закрепление молодых педагогов в школах составляет не менее 90%.

Следующий приоритет – закрепление молодого специалиста в школе. С прошлого года этому уделено особое внимание: Губернатором Московской области принято решение о выплате «подъемных», размер пособия из областного бюджета увеличен до 150 тыс. рублей каждому. Выплаты производятся в 2 этапа: 50 тыс. рублей - при приеме на работу, 100 тыс. рублей – по окончании второго года работы.

Мы реализуем программу «Социальная ипотека», направленную на привлечение педагогов из других регионов. Цель этой программы в том, чтобы в наши школы приходили высокопрофессиональные педагоги, имеющие убедительные достижения. Эти учителя распространяют свой опыт, становятся наставниками молодых педагогов. В 2017 году участниками программы стали 50 учителей из 25 муниципальных образований Московской области, из них 45 приобрели жилье, 5 оформляют сделку или ведут подбор жилья.


Оценки - важная составляющая процесса образования. Современная система оценок совершенна или нужно ее изменить?

В каждых странах своя система оценок. Вопрос не в том, по какой шкале мы оцениваем, а в том, что мы оцениваем. Мы хотим увидеть результат и изменения, который показал нам ребенок на входе и на выходе из школы. Система оценивания должна быть такой, чтобы помочь ребенку обрести, с одной стороны, уверенность в себе, а с другой - самокритичность. И, безусловно, любая оценка должна быть объективной и прозрачной, понятной ученику, родителю.


Как вы относитесь к тому, что студенты имеют право преподавать некоторые факультативные предметы?

Я считаю, что это необходимо. Если занятия проводят студенты выпускного курса под чутким руководством наставника, это только на пользу самому студенту и школьникам, они всегда проявляют интерес к ребятам ненамного старше их.


Как в Московской области решается вопрос о количестве новых образовательных учреждений? Что происходит со старыми школами?

В государственной программе образования Московской области есть программа, посвященная ликвидации второй учебной смены. В рамках этой программы выделяется бюджет на реконструкцию, а также на строительство школ.

В рамках госпрограммы в период с 2017 по 2020 годы будут построены 233 школы в соответствии с современными требованиями по оснащению средствами обучения и воспитания. На это в бюджете Московской области предусмотрено свыше 123 млрд. рублей.

 

В первую очередь, под эту программу попадают учреждения системы образования, где есть вторая смена. В этом случае, если территория школы позволяет, то строят еще одно здание, либо пристройку, чтобы увеличилось количество мест. 

 

Конечно, процесс двигается намного быстрее на новых участках, где не нужно ничего перестраивать. Ведь школа не строится за один год, поэтому мы стараемся сразу назначить директора, который вместе с рабочей бригадой отслеживает все этапы строительства, подбирает кадры.


На Ваш взгляд, какие специальности будут востребованы в будущем?

Учитывая то, что мы уже говорили о цифровом образовании, думаю, что это профессии, связанные с данной сферой.

Самое главное - иметь знания не ниже уровня образовательного стандарта, владеть иностранными языками, ориентироваться в информационных технологиях (IT). С новыми технологиями в современный мир приходят и новые профессии, а они требуют всего перечисленного.


Марина Борисовна, есть ли такой вопрос, на который вы бы хотели ответить?

В своей учительской практике я очень часто слышала от учеников фразу: «Не готов!». Не готова я сегодня ответить на этот вопрос, могу себе позволить. (Смеется)


Спасибо за интервью. Корреспондентам редакции портала «Образование в России» было очень приятно пообщаться с Министром образования Московской области Мариной Захаровой.

Другие интервью

/Интервью/

Игорь Ерёмин

Проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева

Читать

/Интервью/

Ирина Савицкая

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

Читать

/Интервью/

Наталия Файдюк

Директор школы №2065

Читать

/Интервью/

Александр Гусев

Автор программы и художественный руководитель проекта «Танцующая семья»

Читать

/Интервью/

Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

Читать

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать