Популяризация инженерных профессий

Сергей Горяинов

Начальник управления по формированию контингента Самарского университета

20.04.2018
Начальник управления по формированию контингента Самарского университета Сергей Горяинов уверен — проекты, направленные на раннюю профориентацию и привлечение лучших абитуриентов в вуз, должны быть смелыми, яркими, исследовательскими: "Талантам нужны не игрушки, а реальный опыт научных исследований. И мы им даем такую возможность — в финале организованного вузом конкурса "Спутник" победители будут собирать наноспутники, коптеры и производственную пневматическую линию".  
 
— Сергей Борисович, Самарский университет заключил с "Артеком" соглашение о сотрудничестве в январе 2016 года, а в октябре того же года стартовал конкурс "Спутник". Создается впечатление, что инфраструктура, созданная в "Артеке" — три собственные круглогодично работающие лаборатории, стала основой для запуска этого конкурса.
 
— Нет, это два разных проекта, и пересекаются они только в финале — когда призеры конкурса "Спутник" в апреле едут на космическую смену в "Артек". Причем для финалистов конкурса — это вовсе не отпуск, но прежде всего усиленная работа над задачами, которые для них сформулировали ученые и преподаватели нашего университета. 
 
— Кто стажируется в лабораториях вуза?
 
— В "Артеке" на занятия в три наших лаборатории — "Ракетостроение", "Электроника" и "Робототехника" — попадают дети самых разных возрастов со всей страны. Через три эти лаборатории в месяц проходит в среднем 150 человек.
По предварительным подсчетам за полтора года работы лабораторий о Самарском университете и инженерных профессиях таким образом узнали около 7000 школьников. И здесь свою задачу мы видим в популяризации технических дисциплин.
Если же говорить о "Спутнике", то он преследует простую цель: найти самых заинтересованных в развитии космоса и техники ребят из отдаленных уголков нашей страны. Отбор при этом они проходят очень тщательный, в итоге победителями конкурса становятся подготовленные дети, имеющие, как минимум, базовые представления о физике и химии, а как максимум — работающие над самыми актуальными научными темами. Перед ними можно ставить более серьезные задачи, чем перед другими воспитанниками "Артека".

 
— Можно ли говорить о том, что конкурс и лаборатории в "Артеке" преследуют задачу привлечь таланты в Самарский университет? 
 
— В первую очередь мы занимаемся профориентацией — популяризацией и продвижением инженерных, технических направлений. Да, многие дети участвующие в "Спутнике", нацелены на поступление именно в Самарский университет. Но самое главное, что этим детям интересны технические направления. После посещения нашего университета и космической смены в "Артеке", они рвутся поступать на технические специальности, которые сейчас не так популярны в России, как раньше. 
 
Если же говорить о привлечении талантов именно в наш вуз, то приведу такие конкретные примеры. Первокурсник нашего вуза Виктор Лунин впервые услышал о Самарском университете после занятий в лаборатории "Ракетостроение" в "Артеке" в 2016 году. Узнав про конкурс "Спутник", принял в нем участие, прошел в финал и весной 2017 года еще раз побывал на Черном море. А летом поступил в Самарский университет. Второй пример — из 11-ти одиннадцатиклассников — победителей конкурса "Спутник" 2017 года восемь человек поступили к нам.
 
— Восемь — это не очень много. Но, видимо, имеется в виду эффект снежного кома?
 
— Да. Победители конкурса "Спутник" получают дополнительно 10 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в Самарский университет. И эта льгота действует два года.
Таким образом, мы стимулируем "прошлогодних" девятиклассников снова участвовать в конкурсе. Так, среди финалистов 2018 года много победителей прошлого года. Получается такой валовой, накопительный эффект.
Мы поддерживаем с талантливыми участниками конкурса и их учителями контакт. Преподаватели, видя удачный опыт воспитанников, советуют другим талантливым школьникам принять участие в "Спутнике". 

 
— Как меняется сотрудничество вуза с "Артеком"?
 
— Уже в этом году мы увеличили квоту на победителей конкурса "Спутник" — если в 2017 году 50 финалистов приехали в Крым, то в этом году — уже две сотни! Кроме того, мы ведем активную работу с кафедрами Самарского университета по разработке дополнительных образовательных программ. Сейчас пользуются популярностью сетевые образовательные модули — СОМы. Они являются своего рода надстройкой по программе преподавания той или иной дисциплины в школах. Например, дети в школе Артека изучают раздел оптики по физике или ленточных червей по биологии. Мы же подобные разделы с помощью СОМов планируем насытить эксклюзивными лабораторными, экспериментами, лекциями, которые будут читать наши профессора. Также в Артеке мы готовы открыть новые лаборатории. 
 
— Обязательно ли открывать технические лаборатории? Самарский университет — разнопрофильный вуз.
 
— Клубов технической направленности в Артеке не хватает катастрофически, а вот гуманитариям конкурировать с уже действующими клубами и секциями сложно. Таких там — больше 90% ото всех действующих направлений внеучебной работы. Однако это не значит, что мы не будем этого делать: социально-гуманитарный институт Самарского университета в этом году заявит о себе с помощью конкурса Universum. Он ориентирован на школьников 9-10 классов, которые чувствуют склонность к русскому языку и литературе, истории и обществознанию, журналистике, PR и всему, что связано с медиасредой. 
 
 
— Что привлекает крупные и даже международные корпорации к сотрудничеству с Артеком?
 
— Это общий тренд. В Артек, "Сириус" приходят крупные российские компании. Свои представительства в детских центрах открывают Роснефть и Роснано, Роскосмос и Росатом, объединенные авиационная, двигателестроительная, судостроительная корпорации — ОАК, ОДК, ОСК.
Компании такого уровня понимают — необходимо закладывать в подрастающее поколение навыки, которые помогут им освоить сложнейшую технику через 10-15 лет. Это осознанная забота о будущем самих корпорации.
Так делает компания Acronis. Их продукция — программное обеспечение для моделирования сложных процессов. Они разработали образовательные модули, фактически игрушки, которые знакомят детей с информационной средой, создаваемой компанией. Затем, уже будучи студентами, дети сталкиваются с программами компании в вузе, а после вуза — уже на работе, в КБ, на предприятии. И при выборе программного продукта у этих ребят уже не возникает мысли попробовать решения 3DMax или Компаса. Они привыкли к Acronis. 
 
То же самое с продукцией компании Camozzi — их стендами мы оснастим нашу лабораторию робототехники в "Артеке". Чтобы работать с довольно сложным оборудованием компании — пневматикой, нужно уметь многое, и это умение часто закладывается именно в детстве. 
 
 
— Как меняется формат конкурса "Спутник"?
 
— Есть количественные показатели. В прошлом году конкурс проходил по одному направлению — ракетостроение. В этом году мы добавили еще три — авиация, робототехника, двигателестроение и энергетические установки. Таким образом "Спутник" охватил больше людей — с полутора тысяч участников вырос до 7200. В результате на 3-й этап — этап посещения Самарского университета финалистами конкурса — их пришлось разделить на две смены.
"Спутник" оценили в Министерстве образования и науки РФ, в ряде корпораций и благотворительных фондов. Финал конкурса в "Артеке" станет первым официальным мероприятием нового федерального проекта "Дежурный по планете" — на сегодня самого масштабного образовательного проекта по космонавтике и сложным техническим дисциплинам в России.
Этот проект организуется на базе Сколтеха и объединяет все программы по детскому космосу, что действуют в России. 
 
— Чего ожидать от финала "Спутника" в этом году?
 
— В "Артеке" финалисты конкурса соберут два наноспутника — комплект плат уже подготовлен аспирантами межвузовской кафедры космических исследований. Отмечу, что эти спутники приближены к тем, что запускают на орбиту, на 99%. Школьники также соберут беспилотные модели, квадрокоптеры, пневматическую линию на стендах фирмы Camozzi. Все задачи — из разряда реальных исследовательских работ. Повторяю, эти школьники нацелены на космос, технику, высокоинтеллектуальные системы. 
 
Помимо этого в рамках конгломерации "Дежурный по планете" внутри конкурса "Спутник" будет запущен отдельный конкурс — "Просто космос", который выявит среди финалистов тех, кто сможет донести свои идеи до широкой детской аудитории. Проект реализуется совместно с малым инновационным предприятием ООО "Аквил". Дети часто интереснее, чем взрослые, рассказывают о каких-то сложных вещах, и гораздо нагляднее. А оценивать детей-популяризаторов науки мы пригласили ведущих специалистов из Сколтеха, фонда таланта и успеха "Сириус", из РКК "Энергии", РКЦ "Прогресс", ИСС имени академика Решетнева, Роскосмоса, МГУ, ОАК и других

Другие интервью

/Интервью/

Игорь Ерёмин

Проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева

Читать

/Интервью/

Ирина Савицкая

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

Читать

/Интервью/

Наталия Файдюк

Директор школы №2065

Читать

/Интервью/

Александр Гусев

Автор программы и художественный руководитель проекта «Танцующая семья»

Читать

/Интервью/

Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

Читать

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать