Виктор Мартынов - доктор экономических наук, профессор

Виктор Мартынов

Ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

01.12.2017

Виктор Георгиевич Мартынов окончил с отличием Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М.Губкина по специальности «Горный инженер-геофизик», получил ученую степень кандидата геолого-минералогических наук, доктора экономических наук и ученое звание профессора, является автором более 100 научных и методических работ. С 2008 года Виктор Георгиевич занимает пост ректора РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. С "Образованием в России" он поделился своими взглядами на образовательный процесс в нашей стране.


Многие студенты стремятся к образованию в хорошем ВУЗе чтобы добиться успеха в жизни. Вы - ректор одного из лучших университетов России. В какой степени высшее образование, в том числе и в вашем ВУЗе, влияет на достижение успеха?

Влияет прямо пропорционально, потому что учиться нужно именно в хорошем ВУЗе. В университете вы получаете не только образование и практические навыки, но и приобретаете хороших знакомых, друзей и будущих коллег. После выпуска многие из этих людей будут руководителями, поэтому во время учебы появляется определенный «пул» людей, которые могут пригодиться в будущем. Заочное и электронное образование такие возможности, к сожалению, не предоставляет. Например, Оксфорд и Кембридж никогда не перейдут на цифровое обучение. Лига Плюща нацелена на элитарное образование, где все будут знать друг друга в лицо. Если студенты выбирают хороший ВУЗ, это большой плюс.

Что касается нашего университета, мы стараемся всегда соответствовать стандартам, поэтому приобретаем лучшее оборудование для обучения, а это стоит огромных денег.

Поэтому, чтобы иметь возможность работать с качественной техникой и лучшими преподавателями, нужно выбирать соответствующий ВУЗ.


Вы затронули тему электронного образования. Как вы относитесь к такому виду обучения?

Я очень хорошо отношусь к цифровому образованию. Например, есть онлайн курсы на портале “Coursera” или другие открытые уроки. Это нужно для того, чтобы поднять уровень массового образования. Не все регионы могут позволить себе высококвалифицированных преподавателей, поэтому, если есть возможность послушать лекции от лучших педагогов и сдать экзамен, это прекрасно. Но электронное образование должно быть только на уровне бакалавриата. Для магистратуры и получения практических навыков такой формат обучения не подойдет. Например, у нас очень большой поток студентов на магистратуре - 42% от общего числа студентов выпустились в прошлом году. Основная масса студентов приходит к нам из других университетов, чтобы получить новые навыки и знания. У нас 91 магистерская программа, где мы готовим кадры под высокопроизводительные рабочие места, поэтому мы не используем электронное образование.



Цена на образование в ВУЗах растет с каждым годом. Как вы считаете, не переплачивают ли студенты за получение знаний по сравнению с Европой?

Нет, пока не переплачивают. Формально обучение в нашей стране стоит в 2-3 раза дешевле, чем за границей. За рубежом другое финансирование университетов. В основном, студенты тратят большие суммы на оплату общежитий. У нас оплата за проживание в общежитии обходится в 400-500 рублей в месяц, а в Европе около 500-600 евро в месяц. Соответственно, выходит дороже не само обучение, а именно жизнь.


За границей учеба более узкопрофильная. Студент может сам выбирать необходимые ему предметы. Как Вы считаете, нужно ли изучать дисциплины, которые никак не относятся к профессии?

Я думаю, что сначала надо обязательно получить фундамент и не делать “дыры” в образовании, а потом уже выбирать то, что тебе нужнее всего для профессии. Поэтому основной выбор необходимо сделать уже на стадии магистратуры. Например, если брать гуманитарные и творческие направления, то там еще можно скорректировать программу и что-то убрать, а технические - нет, нужно знать и понимать все. В последнее время наоборот сократилось количество предметов в университетах. На основе профессиональных стандартов решается, что оставлять, а что убирать.


Что ждет будущих абитуриентов после окончания вашего университета и почему он сейчас так популярен среди молодежи?

Во-первых, в нашем университете абитуриент получит очень хорошее образование. Во-вторых, у нас отличная площадка для общения, позволяющая найти друзей и единомышленников. В-третьих, возможность приобщиться к интересной инновационной профессии, которая способствует трудоустройству с высокой зарплатой.

Средняя стартовая зарплата у выпускников Губкинского университета по итогам прошлого года - 58 тысяч рублей.

Мы находимся в тройке ВУЗов по возможностям трудоустройства. К тому же, мы устраиваем интересную учебную и производственную практику на промышленных предприятиях по всей стране и за рубежом.


На Ваш взгляд, каким должен быть идеальный университет?

С одной стороны, университет - это очень консервативное заведение, а с другой - самое передовое. Сложно представить, но если соединить эти два качества, получится отличная почва, чтобы вырастить хорошие таланты. Поэтому ВУЗ – это, в первую очередь, именно почва, которая помогает раскрыть таланты студентов и направить их в правильное русло.

Миссия университета - дать возможность найти себя и заглянуть в будущее, чтобы сделать правильный выбор и устроить карьеру.

А мы, в свою очередь, способствуем этому. К нам приходят уже достаточно взрослые люди, которым по 17-18 лет, мы их не переучиваем и не воспитываем, а даем правильный вектор для развития и учим учиться всю жизнь.


Редакция портала "Образование в России" благодарит Виктора Георгиевича за интервью.

 

comments powered by HyperComments

Другие интервью

/Интервью/

Евгений Осколков

Владелец торгово-производственного холдинга "Текстильная лавка"

Читать

/Интервью/

Светлана Морозова

Создатель нового медицинского проекта "Венул"

Читать

/Интервью/

Илья Демаков

Учитель истории Гимназии № 116 г. Санкт-Петербурга

Читать

/Интервью/

Сергей Пускепалис

Актёр, режиссёр

Читать

/Интервью/

Алан Огоев

Ректор СОГУ им. К. Л. Хетагурова

Читать

/Интервью/

Антон Молев

Научный руководитель Лицея РАНХиГС при Президенте РФ, депутат Московской городской Думы

Читать