Будет ли в России «gap year»?
Любовь Духанина считает, что выпускникам необходим свободный год
Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина считает, что российским школьникам перед поступлением в вуз не хватает свободного года, на протяжение которого они могли бы решить, кем хотят стать, и сделать выбор вуза более осмысленно. Об этом заявлении координатора проекта ОНФ «Равные возможности — детям» сообщила агентству городских новостей «Москва».
«В ряде школ отсутствуют какие-либо формы профориентации, об этом говорит пятая часть опрошенных; другим ребятам разовые экскурсии или лекции не дают сориентироваться в мире профессий» — отметила Духанина в качества аргумента.
Также она рассказала, что, судя по опросам ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», около трети школьников 13-18 лет не знают, кем бы хотели работать в будущем. Спикер отметила, что одна из самых важных задач сферы образования — создать все условия для того, чтобы дети могли определиться с профессией и успешно реализоваться в ней.
Во многих странах для того, чтобы человек мог определиться с профессией (или даже с тем, нужно ли ему высшее образование в принципе) существует так называемый «gap year» — после окончания школы ребята берут свободный год, чтобы заниматься волонтёрством, путешествовать, где-то подрабатывать. Духанина считает, что это полезная практика, поскольку человек к 19 годам еще не является полностью психологически взрослым и ему нужно время для того, чтобы осознать ответственность и выбрать свой дальнейший путь.
Также она отметила, что существующая в России система разделения на профильные классы не даёт школьникам достаточной определённости: ведь многие из них выбирают класс исходя из желания родителей, расположения школы, того, куда идут их друзья или где преподают любимые учителя. А профориентационную функцию больше выполняет дополнительное образование, проекты наставничества и волонтёрства.
«Например, в кружках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» ребята могут пробовать себя в качестве организаторов мероприятий, помощников ветеринара, журналистов, программистов, сельских предпринимателей - или просто научиться помогать другим», — рассказала зампред.
Духанина уверена: для того, чтобы ребёнок мог определиться со своим будущим занятием, недостаточно тестов на личностные склонности и презентаций университетов. Важно, чтобы ребята общались с представителями профессий и, что самое главное, имели время на занятия тем, что им нравится. Шесть из десяти опрошенных ребят утверждают, что у них нет времени на то, чтобы заниматься своим хобби, а ведь это напрямую связано с профориентацией! И именно этого времени не хватает школьникам для самоопределения.