Исаак Калина: «Рынку труда нужен человек, который хочет работать»
Глава Департамента образования столицы рассказал о московской профориентации
Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина выступил на IV Международной конференции по управлению качеством образования «Как помочь школьникам с профессиональным самоопределением». Глава Департамента образования столицы рассказал о московской профориентации. Он поделился успехами столицы в профориентации школьников, о которых ранее говорил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
— Сегодня рынку труда нужен человек, который хочет — в очень глубоком смысле этого слова, — работать, — отметил Калина. — Поэтому результатом профориентации школы должно быть желание школьника стать субъектом труда. Но сначала его нужно сделать субъектом учёбы и субъектом профориентации.
Исаак Калина отметил, что мы все живём в мире затянувшегося детства: родители могут позволить себе содержать своих детей дольше, чем раньше, поэтому очень раннее вступление в профессию не всегда может быть эффективно и полезно. Полезнее всего, по словам чиновника, научить школьника всегда приобретать те умения, которые делают его полезным семье, обществу, городу, самому себе и миру. Формировать желание учиться новому практически не нужно: оно есть у каждого ребенка. Для взрослых главное не подавить его, не превратить в обязанность. Поэтому главная задача образовательной системы — формировать мотивирующую среду для школьников.
В Москве для этого делается многое. Например, в большинстве школ работает система предпрофессионального образования: есть классы разных направленностей, которые сотрудничают с ведущими вузами, предприятиями, научными организациями страны. Это, например, медицинские, инженерные, кадетские, педагогические, IT-классы, академические научно-технологические классы. В части столичных школ работает система профессионального обучения ребят: тут школы сотрудничают с колледжами, техникумами, вузами, есть масса бесплатных кружков и секций. На базе 15 ведущих вузов города функционируют предуниверсарии. Также для московских школьников проводится огромное количество разных акций: уроки в музеях, «Субботы московского школьника» в вузах.
— Все это не «заталкивает» школьника в профессию, а учит приобретать умения на основе свободного желания самого ученика, — подытоживает Калина, отмечая, что система образования столицы будет продолжать развиваться.