Наталья Чеботарь
Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»
Цифровая гигиена от «Яндекс.Учебника»
Сегодня цифровизация захватывает нашу жизнь. Мы не можем представить себя без смартфона, а работу — без компьютера. Конечно же, и среднее, и высшее образование тоже «в теме»: внедряются электронные курсы, в школы приходят системы наподобие МЭШ и РЭШ, оценки ставятся в электронном журнале, в классах устанавливают интерактивные доски, а детям выдают для работы ноутбуки. И дети растут, окруженные «умными» технологиями. Как сделать так, чтобы ребенок не «потерялся» в электронном мире? И почему все-таки цифра — это благо? Обо всем этом мы поговорили с Натальей Чеботарь, директором по стратегии «Яндекс.Учебника».
— Как цифровое образование повлияет на будущее поколение?
— Сегодня многие эксперты говорят, что нет смысла разделять цифровое и нецифровое образование. В обычной жизни мы не разделяем эти вещи. Например, когда мы говорим по телефону — мы в цифровом мире или в реальном? Или когда мы едем в такси, которое вызвали электронным способом… Все это — только инструменты, которые позволяют оптимизировать и внимательнее рассмотреть какие-то процессы, собрать данные. Например, анализировать типичные ошибки школьников, перелистывая много-много тетрадок. С технологиями это просто!
Но технологии никого не учат, и поэтому будущее не в том, что цифра будет делать что-то невероятное с людьми, а в том, что люди будут делать с цифрой. В первую очередь учителя.
— Но мы знаем, что поколение Z, выросшее на технологиях, отличается от предыдущих. Как вы полагаете, есть ли какие-то негативные факторы цифровизации?
— Я бы не говорила, что это связано именно с цифровизацией. Естественно, использование технологий нужно контролировать: нехорошо, когда маленькому ребенку вручают планшет и оставляют его с ним одного на много часов. Я своему ребенку не даю планшет: ему 6,5 лет, и мы с ним только иногда смотрим мультики. До определенного возраста ребенок очень активно развивается и физически, и когнитивно. И каждая минута, проведенная в реальном мире, идет в развитие. Минута, проведенная за телевизором — она тоже развивает, но ее возможности немного уже. Хотя бы потому что она не направлена на физическое развитие. Поэтому для любого человека важно соблюдать цифровую гигиену. И это глобальный тренд: взрослые начинают ставить себе приложения, чтобы контролировать свое время в социальных сетях, потому что человек себя начинает просто физически плохо чувствовать от того, что он очень много времени проводит онлайн. А рядом с детьми всегда есть взрослые, которые на них влияют. Взрослые, которые формируют какое-то окружение для ребенка: и в этом окружении не нужно создавать искусственных барьеров для технологий. Все запретить невозможно.
Цифровая гигиена — она и для взрослых, и для детей одинакова: понимать, сколько времени ты там провел, мог ли ты потратить это время на что-то другое, и на что? Важно дать ребенку интересную альтернативу, а не ставить границы между этими мирами.
Нужно, с одной стороны, показывать, что с технологиями можно работать: мы все пользуемся компьютером, чтобы написать письмо, это удобно. Есть цифровые лаборатории, микроскопы — много чего, чем можно пользоваться для образования. Но, с другой стороны, есть еще другой мир, в котором можно общаться, разговаривать, читать длинные тексты — неважно, в каком виде. И показывать оба этих мира ребенку важно, эту функцию может выполнять только взрослый.
— Но «Яндекс. Учебник» — это ведь цифровой инструмент. В каком балансе он должен быть с обычными традиционными методами в школе?
— Во-первых, «Яндекс.Учебник» — это сервис для учителя. Для взрослого человека, профессионала, который может сам решить, в каком объеме ему использовать то или иное средство. Если мы говорим про начальную школу, то есть СанПиНы, нормативы, которые говорят, что ребенок должен проводить перед экраном не более 15 минут. Обычно дети выполняют задания в «Яндекс.Учебнике» 6-10 минут. Это в среднем, на уроке и дома. Есть перегибы, потому что, например, бронируя компьютерный класс, учитель ведет туда учеников не на 15 минут, а на все 45. Но помимо того, что дети делают за компьютером, можно поговорить, обсудить, что они делают, прорефлексировать это. Иными словами, профессионал никогда не посадит ребенка за компьютер и не забудет, что он там сидит. Это только один из инструментов, которым можно пользоваться.
— Почему «Яндекс.Учебник» решил сфокусироваться на младших школьниках 1-4 классов, и почему на математике?
— Сейчас у нас в сервисе есть уроки по математике, русскому языку и музыке. «Яндекс» — компания, основанная математиками, и у нас работает много математиков. Это нам близко. И у нас практически 70% сотрудников компании (всего их сейчас около 13 тысяч) где-то преподают. Мы исходили из известного факта: основы математического мышления закладываются в начальной школе или даже в детском саду. Поэтому мы начинаем учебник со второго полугодия первого класса, а основной блок начинается со второго класса. Если мы хотим прийти к качественно другому результату математического образования в старшей школе, то начинать нужно с начала.
— А почему музыка?
— Тут сошлось много факторов. Во-первых, у нас есть «Яндекс.Музыка».
А во-вторых — это странно, что в учебнике музыки нельзя послушать музыку! И очевидно было сделать сервис для того, чтобы учитель мог не искать где-то непонятные файлы с рекламой и пытаться оттуда что-то вырезать, найти по крупицам, чтобы показать детям. Мы хотели, чтобы у учителя музыки на уроке была возможность сразу включить классные подборки, соответствующие примерным образовательным программам.
Кроме того, мы нашли невероятных партнеров в лице Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы, у которых тоже болела душа от того, что в учебниках нельзя послушать музыку. И вместе мы хотели не просто дать детям возможность послушать музыку, но еще и создать для них классные задания.
Нам важно было дать детям понять, что музыкой может заниматься любой. Дело в том, что музыка профессионализировалась в конце XIX века, когда появились исполнители-виртуозы. А до этого времени в каждом доме музицировали — это был такой способ времяпрепровождения. Люди сочиняли музыку дома, играли на инструментах. И нам хочется показать детям, что музыку можно делать как угодно: можно стучать, музыка может состоять из тишины… Можно участвовать в оркестре или создавать музыку, не имея слуха и голоса, просто потому что это весело, классно и приносит удовольствие! Это способ получения радости. И задания в уроках музыки, которые мы сделали для девяти классов — они о том, что ты можешь послушать музыку, узнать, как она сделана и попробовать создать ее самому.
— Можете привести пример задания?
— Например, написать свой рэп. У нас была такая история. Мы обучали работе с уроками музыки 2300 учителей из 20 регионов. И преподаватель, которая вела семинары у учителей, решила сама попробовать написать рэп. И она сказала: «Я cама получила удовольствие!» Это была директор одной из московских школ искусств. Так что задания интересны даже взрослым.
— Как эти задания проверяются?
— Смысл в том, чтобы заинтересовать ребенка, расширить кругозор, дать ему возможность испытать себя. Мы не проверяем, красивую он написал музыку или нет, важно, что он попробовал, узнал, как по разному подходили к этой задаче в разное время. Это вызывает интерес слушать дальше — выходить за пределами обязательной программы, пробовать сочинять самому и, возможно, в будущем выбрать творческую профессиею. Во всем мире креативные индустрии — это перспективная область. Кинопроизводство и музыкальная индустрия иногда обгоняют IT по объему. Так что тут нет правильных ответов и заданий, которые можно решить на два или на пять.
— Но есть же какая-то обратная связь?
— Конечно. Она заключается в том, что ребенок понимает: ошибаться — это нормально, нужно пробовать. Мы показываем ему, что он все может, а если кажется, что не получается — можно спросить. Задача взрослого – мотивировать ребенка, подсказать ему, как стать лучше, а не вынести вердикт.
— Какова глобальная миссия проекта «Яндекс.Учебник»?
— Мы хотим помогать учителям. Точнее, так: мы хотим помогать таким необыкновенным людям, как учителя, учить других необыкновенных людей — детей. Ведь технологии никого не учат – это инструмент.
В обществе распространен стереотипный образ учителя. Это не очень удачливый человек, женщина в возрасте, в очках, которая сидит за тетрадками, ничем больше не интересуется и никому не интересна. А учителя совсем другие, очень разные!
Мне встречаются учителя, которая в свои 80 лет говорят: «Я хочу все цифровое, я хочу быть там, где мои дети». Есть молодые учителя, которые говорят: «Я против вообще всего цифрового, ни за что на свете». У каждого своё мнение. Но учителя — невероятно интересные люди, у них сложная профессия, сравнимая с работой диагноста или, скажем, психотерапевта, который должен понять: «Что я могу сделать для этого человека, что может помочь перейти на следующий уровень?» Компьютер может сообщить: «Ты допутил ошибку», может порекомендовать выполнить задание попроще или посложнее. Но почему ребенок допустил эту ошибку? Потому что у него плохое настроение или ему неинтересно или он путает право и лево или у него в семье что-то случилось и сейчас не до задач? Что именно этого ребенка мотривирует? Это может понять только человек. Работа учителя невероятно сложная.
— Какие еще проекты планируются в «Яндекс.Учебнике»?
— Мы вместе с Министерством культуры, Министерством просвещения, «Яндекс.Музыкой» и Кинопоиском уже запустили «Культурный марафон» по четырем направлениям: музыка, театр, кино и архитектура. Это сценарии уроков и обучающий тест для трех возрастных групп, которые вовлекают детей в культуру, чтобы им самим стало интересно больше смотреть, слушать, узнавать. Там и про современное, и про классическое, и про иностранное, и про российское, и про региональное искусство… Кстати, по последнему мы создали достаточно большой блок именно под региональную культуру, там всякие этнические вещи, очень интересно и для школьников всех возрастов, и даже для взрослых.
Итак, «Яндекс», находясь в авангарде российских цифровых технологий, стремится помочь учителям работать с новым — цифровым — поколением. И преуспевает в этом, создавая решения, которых школьному образованию давно не хватало. Мы будем следить за успехами «Яндекс.Учебника» и его читателей — юных и постарше — и обязательно расскажем вам ещё много интересного про них!