Промдизайн, который изменит мир

Варвара Сокрут

Руководитель школы промышленного дизайна Make School

06.08.2018

Кружок промышленного дизайна - как вам идея? Наряду с художкой, музыкалкой, секцией по шахматам и другими привычными нам с детства дополнительными занятиями. Нам задумка показалась очень крутой - особенно на фоне растущей потребности в людях-мультифункционалах, которые должны уметь практически всё. Так что ребенок, обучаясь промышленному дизайну, может не только выбрать для себя интересную профессию, но и, расширив границы своего мировосприятия, понять, что это значит - создавать. И попробовать изменить мир!

Редактор “Образования в России” побеседовал с Варварой Сокрут, создателем школы промышленного дизайна для детей Make School. Она рассказала о том, почему важно учиться дизайну с детства, как дизайнеры меняют нашу жизнь (тут вы удивитесь!) и еще много всего интересного.

— Расскажите о вашей школе? Много ли у вас сейчас групп?

— У нас молодой проект. В тестовом режиме мы работаем с прошлого сентября. Полноценные группы у нас начали формироваться с февраля. Думаю, следующий год будет уже более показательным.

Изначально мы - студия промышленного дизайна. Детский проект Make School появился органически после того, как мы получили субсидию от Правительства Москвы и Министерства промышленной политики и предпринимательства в рамках программы открытия Центров молодежного инновационного творчества. Программа предполагает, что участники должны делиться своим опытом с детьми, воспитывать новое поколение в нужных для страны отраслях. Специализация у ЦМИТов, как правило - инженерия, робототехника - то, на что сейчас в принципе ставит наше Правительство - развитие технических специальностей.  Специализация нашего ЦМИТа - это промышленный дизайн.

— То есть, вы “выросли” из промышленного дизайна? Из какой-то студии?

— Да, это студия промышленного и предметного дизайна Make Fabrication Studio. Мы занимаемся промышленным дизайном, прототипированием и мелкосерийным производством.

К нам приходят люди с какой-то идеей, или у них, условно, уже есть какая-то разработка, которую нужно довести до серийного производства… Мы разрабатываем дизайн, создаем модели и прототипы, техническую документацию. Бывают единичные истории: например, дизайнеру интерьеров необходим светильник под конкретный проект. Для нас нет какого-то порога минимального заказа: нам действительно хочется стимулировать людей на творчество, потому что, если человек один раз смог воплотить свою идею в объект, он начинает по-другому мыслить и приходит уже в следующий раз с чем-то более объемным. Мы открыты для всех в этом плане.

Около года назад начал появляться бОльший интерес к нашей отрасли: нас стали приглашать в школы и на различные мероприятия рассказывать о промышленном дизайне.  Мы проводили занятия в рамках курса по предметному дизайну в Школе дизайна "Детали", в летнем детском лагере при Университете им.Баумана, вели курс по конструированию и изобретательству в Ломоносовских школах, устраивали воркшопы в рамках фестивалей Makers Fair, Geek Picnic, "Фестиваль Науки". Так постепенно возникла идея собственной школы.
Сегодня она открыта для детей 9-16 лет.

— Почему промышленному дизайну нужно обучать с такого раннего возраста?

— Потому что нужно дать детям возможность узнать о профессии, на мой взгляд, очень важной и перспективной. Раннее обучение дает ребенку возможность сделать осознанный выбор в будущем. К тому же, у детей еще нет «шор», в отличии от нас, взрослых. Они не живут «в коробке»… И хочется вот эту историю, пока они еще “не в коробке”, продлить как можно дольше. А у дизайнеров действительно мозг очень «открытый» и восприимчивый ко всему происходящему вокруг.

— А вы учите детей работать руками?

— Безусловно. Работа руками - создание прототипов - это одна из важных стадий дизайн-процесса. Мы рассказываем ученикам, что есть определенный алгоритм действий: исследование рынка, выявление потребностей, создание пользовательских профайлов...Такая большая исследовательская работа. И на основании нее ребята придумывают уже какие-то свои решения. Как это происходит? Сначала, как правило, проводится брейнсторм: дети предлагают кучу идей, потом выбирают лучшие из них для дальнейшей разработки. Потом обязательно идет этап скетчинга: мы учим их создавать эскизы, так как это делают настоящие промдизайнеры. Техника выполнения зарисовок очень отличается от классической художественной школы. Почему важен скетчинг? Потому что придумывать - это одно, а уметь рассказать о своей идее другим - совсем иное. Это определенный навык, который необходимо тренировать. К тому же часто бывает, когда ты свои идеи из головы переносишь на бумагу, очень многие из них отсеиваются, потому что в процессе понимаешь, что в голове - классно все выглядит, а когда пытаешься материализовать - уже не очень.  Затем на основе скетчей уже можно делать прототипы.

Работают ребята с подручными материалами (картон, бумага, клей - все, что доступно), и еще мы используем электрические модули для прототипирования  LittleBits - с помощью них можно легко собирать электрические цепи. То есть, дети делают саму оболочку, условно, из картона, но при этом могут добавить функционал с помощью электрических цепей.

— Очень сложно это себе представить. Можете на каком-нибудь примере пояснить?

— Из недавних проектов. У нас была тема бытовых приборов - сначала у учеников была задача исследовать рынок тостеров - проследить эволюцию этих приборов, определить тостеры каких компаний-производителей им нравятся больше всего..Затем мы предложили им подумать, как будет выглядеть тостер выбранной компании-производителя, если годом его выпуска будет не 2017, а 2057 год.

 То есть, надо было нарисовать свой сценарий развития бытового прибора в будущем,  придумать дополнительные функции или, наоборот, отказаться от тех, которые уже не будут нужны. Ребята делали прототипы из картона с электрической «начинкой» - основной задачей было создать образ, сценарий. Там были совершенно невероятные идеи - ходячие тостеры, тостеры с функцией робота, телепортацией и так далее. Детские фантазии - в этом плане классные, потому что у детей еще нет наших взрослых рамок в сознании.

В рамках нашей программы участники сначала создают проекты на заданную тематику, как, например, с тостером, о котором я говорила, а после того, как почувствуют себя более уверенно в этом формате, переходят к более сложным заданиям. Например, не “сделайте тостер”, а “сделайте бытовой прибор, который поможет вашей бабушке” - то есть, дети сами придумывают прибор в заданном контексте. Финальные проекты - это когда участники самостоятельно предлагают и контекст, и штуку, которую они хотят сделать. Здесь уже большая исследовательская история и много креатива.

— А помимо создания прототипов бытовых приборов,  какими областями вы еще занимаетесь на занятиях?

— Большое внимание мы уделяем работе по исследованию пользователей. Здесь используются различные методы: и анализ данных, и интервьюирование, и наблюдение, а чаще комбинации различных техник.

 Например, на одном из занятий мы с ребятами изучали такой нетривиальный способ исследования будущих пользователей, как создание коллажей. Участники делились на пары и должны были создать коллаж - вырезки из газет, журналов - на тему своих любимых игр. Затем на основании коллажа и рассказа о нем своего партнера другой участник должен был создать для  него идеальную настольную игру. Это очень интересное занятие, потому что, с одной стороны, когда человек просто рассказывает о своих предпочтениях - это одно, а когда вы видите, каким образом он их выражает с помощью коллажа, у вас сразу складывается более полное впечатление. Например, вы понимаете цветовые предпочтения, насколько агрессивная должна быть игра, как он видит себе взаимодействие и так далее. Когда были созданы настольные игры, ребята их презентовали и собрали обратную связь от своих целевых пользователей.

Параллельно с работой над проектами, о которой я рассказывала, ребята в нашей Школе осваивают целый набор прикладных навыков, необходимый промдизайнерам и не только – методы исследования и анализа рынка, дизайнерский скетчинг, работа с ручным инструментом, 3д-моделирование и прототипирование, документирование своей работы.

На последнем я хотела бы остановиться чуть более подробно. Документирование процесса создания своего изобретения  - это очень важная составляющая любого изобретательского процесса. Когда ты фиксируешь все свои рождающиеся идеи и их источники,  пробы и ошибки в процессе создания и тестирования, всегда можно «оглянуться» назад и увидеть развитие твоей мысли, путь, который ты прошел, чтобы получить конечный результат. Это может натолкнуть тебя самого на новые идеи, а может и помочь кому-то другому научиться на твоем опыте. В процессе учебы ученики Make School обязательно  ведут свои скетчбуки и заполняют Журналы изобретений.

Если говорить о высшем образовании в области дизайна, то для поступления обязательно необходимо иметь портфолио. И такого рода эксперимент – работа над проектами в нашей Школе – это первый шаг к созданию собственного портфолио, в которое должны входить проекты, созданные осознанно, поэтапно, учитывая то, откуда вы черпали вдохновение, как вы выявляли проблематику, как  исследовали вопрос, что в итоге получилось и почему именно так, а не иначе.

— Скажите, дети, которые к вам приходят - они видят себя в будущем, как промышленные дизайнеры, или приходят к вам просто ради интереса?

— Так как область не очень «раскручена», я часто провожу родительские собрания, на которых рассказываю, о чём это вообще в принципе. Есть люди, которые конкретно уже знают, зачем приходят, а есть те, кто "А расскажите, чем это отличается от кружка инженера?" или "А это про дизайн интерьеров?". Поэтому большинство, скорее, приходит ради интереса - посмотреть, что это и как. Еще есть определенный сегмент тех, кому уже надоело, условно, собирать роботов по инструкции и они хотят уже чего-то большего - больше креатива и индивидуальности в своих проектах. За этим как раз к нам.

Мы активно стараемся вовлекать девчонок - в силу социокультурных особенностей у них есть некоторый внушенный им страх перед техническими вещами.

На наших занятиях, даже если мы используем электрические модули для быстрого прототипирования в проектах, все ученики схватывают суть очень быстро – каждый модуль имеет понятный цветовой код, функциональные электрические цепи создаются быстро при помощи магнитных соединений, без использования паяльника и проводов.

Наблюдая за нашими учениками, могу сказать, что девчонки совсем не отстают от ребят. У нас получается классная и технологичная, и креативная история – здесь каждый может найти себя. Иногда гораздо легче научить, так называемого, «гуманитария» создавать функциональные объекты, чем ребят с более инженерным складом ума «расшевелить» на креатив – на понимание того, что все предметы должны создаваться не как набор технических функций, а как новый сценарий поведения и взаимодействия с ним пользователя, как объект, который способен наиболее эффективно решать проблемы, с которыми люди сталкиваются.Т.е. во главе угла не машина, а человек, который должен захотеть ей пользоваться. 

Наш проект - это такая ранняя профориентация. Если существует ранняя профориентация по инженерии, почему мы не даем возможность детям узнать еще одну область знаний, которая также, наравне с развитием технологий, участвует в создании прорывных инноваций?… Мы детям должны дать альтернативу, чтобы они знали, что такой путь тоже возможен, он тоже очень перспективный. И если дети попробовали и поняли, что это - их, они будут и дальше  развиваться в этом направлении.

— Как вы сами пришли к дизайну?

— По образованию я не дизайнер, но моя команда – это конечно профессиональные промышленные дизайнеры,  в основном выпускники и студенты Британской высшей школы дизайна (кстати, у нас можно прочитать интервью с руководителем БВШД). Я экономист, и до того, как открыла студию, работала в сфере инвестиций и финансовой аналитики. Многие удивляются, откуда такая странная трансформация, но для меня она выглядит вполне органично. Когда ты работаешь с инвестициями, твоя работа связана, как и в промдизайне, с большим количеством исследований: глобальной, локальных экономик, определенных секторов и компаний внутри этих секторов, поведения потребителей.  И любой экономист вам скажет, что, когда ты прогнозируешь поведение потребителя, экономика исходит из того, что оно, в большинстве случаях, рационально. Покупки, продажи, решения взять кредит и так далее. Но на практике оказывается, что оно очень часто, наоборот, иррационально. Это вносит существенные коррективы в экономические модели и прогнозы, которые ты выстраиваешь. И именно иррациональная часть очень интересна для изучения, потому что в основе нее - некие социокультурные составляющие, трансформации представлений людей о мире, о своем положении в нем, об отношении к предметам, которые их окружают, о восприятии новых технологий и так далее.

Промышленный дизайн - это как раз та область, которая помимо рациональной части, исследует и эту иррациональную часть отношений людей к окружающих их предметам. И если посмотреть, как происходят технологические скачки и инновации -  в них, конечно, есть технологическая часть, но сама по себе она становится бесполезной, если вы, как создатель чего-то нового, не сможете ее органично “вписать” в жизнь людей, которые будут ее использовать.

Например, не было у нас мобильных телефонов - мы и не представляли, что такие предметы могут существовать, что нам они нужны в повседневной жизни. А когда условная компания сделала нам предложение -   мы поняли, что нам это теперь необходимо, у нас появилась потребность. А не было бы «правильного» предложения, с точки зрения грамотной «упаковки» технологии в удобный для пользователя предмет, т.е. его дизайна – не факт, что эта потребность бы возникла и превратилась в огромный новый рынок. То есть, по сути, вот эти успешные «предложения» рождаются из двух составляющих – новая технология плюс дизайн, который использует эту технологию для моделирования нашего нового пользовательского опыта.

Тут, думаю, стоит привести еще один пример. Знаете приставку Wii? После роста популярности в 90-ых годах компания Nintendo была практически “задавлена” на рынке игровых приставок конкурентами - Sony PlayStation и Xbox, процессоры их были мощнее, а графика гораздо более «продвинутой».  Однако в 2006 году Nintendo выпустила приставку, которая полностью переворачивала концепцию игр - Nintendo Wii. Теперь пользователь управлял тем, что происходило на экране, не с помощью пальцев, щелкающих по пульту, а движениями своего тела. Игра стала не простым сидением за экраном, а по-настоящему активным времяпрепровождением. При этом и графика, и мощность новой приставки уступали конкурентам, но сама идея… Цена на акции Nintendo в год выпуска новой приставки выросла на 165%, а к середине следующего года по капитализации Nintendo обогнала компанию-гиганта Sony. Неплохо? И всё это благодаря той смене концепции, о которой я говорю.

В чем успех Wii? Что делали Sony и Microsoft? Чтобы выиграть конкурентную борьбу они добавляли мощности и функционал существующим решениям, т.е. просто заменяли имеющиеся технологии более продвинутыми. Что сделала компания Nintendo? Она переосмыслила поведение пользователей и предложила им совсем другой, незнакомый для них сценарий. Т.е. помимо использования новых технологий – специальных сенсоров, которые позволяли играть при помощи движения всего тела – компания предала новый смысл существующему предмету, спроектировала новый пользовательский опыт.

Этот пример – прекрасная иллюстрация инноваций, созданных в первую очередь дизайном и лишь во вторую – как таковым появлением новых технологий.

— В России, к сожалению, на сегодняшней день это направление (промдизайн) пока не очень развито. Но я надеюсь ситуация изменится, в частности и не без участия в этом процессе нашей детской школы промдизайна Make School.  Мне нравится то, что сейчас происходит, с точки зрения детского образования, с инженерией и робототехникой – они постепенно превращаются в мейнстрим. Благодаря, в частности, таким людям, как Павел Баскир и его компании «Лига Роботов», которая сделала кружки робототехники доступными в каждом районе Москвы и активно движется в регионы. Но, как я уже говорила, так как инновационные хорошо продающиеся решения – это не только инженерная и технологическая часть, но и смысловая, спроектированная дизайнерами составляющая, я считаю нам необходимо сделать промдизайн не менее популярным, чем кружки робототехники. Таким образом, мы в будущем  получим необходимую комбинацию специалистов для создания конкурентоспособных на мировом рынке товаров и решений.

— То есть, вы считаете, что промышленный дизайн - это супер-перспективно.

— Да! Особенно сейчас, когда технологии развиваются такими быстрыми темпами… Мы можем придумывать какие-то совершенно новые предметы и решения, а можем делать редизайн старых с учетом появившихся новых технологий. Например,  технология “интернет вещей” - вот были у нас просто чайник и холодильник, а сейчас, с помощью этой технологии превратились в «умные» чайник и холодильник. Кроме того, есть еще такая интересная тенденция, которая, как мне кажется, открывает большие возможности для промдизайна - переход от линейной экономики (добываем ресурсы - перерабатываем - производим - утилизируем) к циркулярной экономике (история о переработке, чтобы утилизация сводилась к минимуму). Это делает более продуктивной систему не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения производственных затрат - не надо производить ненужных вещей. Если мы создаем новые вещи в контексте циркулярной экономики, уже на стадии проектирования мы, как промышленные дизайнеры  должны задумываться, каким образом продукт будет жить после того, как он устареет. Мы должны смотреть на несколько шагов вперед, выбирая материалы, способы производства и варианты использования продукта.

По моему мнению, промдизайн - это очень перспективная область, пересечение искусства и технологий, Art and tech. Если мы говорим о глобальной роботизации, как об одном из сценариев дальнейшего развития человечества…

Большинство процессов автоматизируются, а человеку останется основная креативная часть – нестандартно использовать и сочетать эти роботизированные процессы и возникающие новые технологии, чтобы создавать новый пользовательский опыт. И, мне кажется, именно креативность у людей будет все больше и больше цениться на мировом рынке труда.

— Вы учите своих учеников быть креативными?

— Да. Мы не только даем им задания посещать различные выставки, мероприятия и необычные места, чтобы они расширяли свой кругозор и черпали вдохновение в уже созданных людьми или природой объектах, но и учим их видеть потенциал простых вещей и материалов в создании чего-то нового.

 Многие сначала пугаются простых материалов, с которыми мы работаем на занятиях - картона, бумаги: “Мы роботов собираем из конструктора, что вы нам тут дали?” Я всегда им привожу пример того, что любые технологичные компании с большими бюджетами, такие как Google и Apple, например, первые прототипы своих инновационных разработок всегда делают из подручных материалов. Потому что самое главное - это проверка концепции на ранней стадии с наименьшими финансовыми затратами . Поэтому концепции они тестят на самых дешевых, самых простых прототипах.

Когда видишь потенциал  простых материалов - старой коробки, ненужной палки и так далее, когда ты набиваешь руку и понимаешь, что можно с помощью них протестировать даже самую технологичную задумку - это открывает большие горизонты.

Чтобы сделать первый прототип и протестировать концепцию, вам не нужно обладать современным дорогим оборудованием: вы можете это сделать у себя на кухне. Главное - навык и воображение, которое мы стараемся развивать.

— Чем выделяется ваша школа?

— Мне кажется важным, что мы, в первую очередь, практики. Мы делимся знаниями, которые “из-под пальцев”. Мы интересуемся предметом, сами продолжаем развиваться в нем, активно общаемся с коллегами «по цеху».

Из планов,  мне очень хочется создать связь с иностранными вузами, чтобы у ребят, которые закончили нашу школу, было портфолио конкурентоспособное и на международном рынке. Чтобы они, условно, с теми же знаниями могли поступить не обязательно в России, но и поучиться в Лондоне, в Барселоне, например. Здесь я не призываю уезжать из России, а лишь говорю о том, что убеждена - чем больше разных локаций ты попробовал, чем больше социокультурного опыта набрался, тем лучший из тебя получится профессионал.

Если у меня все сложится, следующим летом я хочу организовать стажировки - отвезти ребят, например, в Барселону, чтобы у них была возможность зайти в местные дизайн-студии, пообщаться с людьми, которые там работают, набраться международного опыта.

— А какие еще у вас планы?

— У меня есть запрос от регионов на открытие курсов, но физически площадки достаточно сложно открывать даже в Москве. Поэтому я рассматриваю варианты запуска онлайн-части школы, чтобы можно было удаленно получать знания в нашей сфере.

— Но ведь промдизайн - это очень прикладная вещь? Как это можно онлайн-курсами воплотить?

— Можно. Во-первых, большая часть работы, как я уже говорила, исследовательская. Для нее нужен доступ в интернет и собственно ваши ноги, для того, чтобы проводить исследования «в полях» - интервьюировать, наблюдать и так далее. Создавать прототипы можно также дома, за счет использования обычных материалов. Картонные коробки есть у всех, ножи можно купить. А если мы берем, например, 3D-моделирование, то есть открытые программы, например, Autodesk fusion 360, у которой есть бесплатная ученическая версия. То есть, в принципе, ресурсов много, и если сделать хорошо структурированный курс с нашим кураторством и поддержкой учеников,то можно сделать классную историю и в онлайн.

— Вы говорили про иностранные вузы. А там, за границей, развито обучение детей промышленному дизайну? Или это прям вообще новаторство?

— Там есть различные курсы и воркшопы, потому что у них мейкерская культура начала развиваться раньше. В англосаксонской системе школьного образования есть, например, не классы труда, а классы D&T - design and technology. По сути, это вводная история в промдизайн. У нас в школах тоже сейчас есть запрос на реформу уроков технологии. В “Сколково” есть такой проект - School Skills - его делает Юрий Аурениус и его компания «Линтех». Они вырабатывают предложения для школ по различным направлениям: например, интернет вещей, инженерия, 3D-печать, робототехника и так далее. Мы для проекта School Skills разрабатываем программу по направлению промдизайна. Пока не знаю, какой спрос у школ будет на эту компетенцию, но возможность приобрести учебно-методический комплекс по нашему направлению у них теперь есть.

       И только ближе к завершению интервью я решилась спросить, что это за диковинное место, в котором мы сидим. Оказалось, это святая святых - мастерская студии дизайна. С детьми тут пока не работают - ребята еще не дошли до разработки объектов достаточной сложности, чтобы выполнять их на оборудовании, которое тут есть. Поэтому здесь креативят сами преподаватели Make School… И рассказывают об этом на мастер-классах для взрослых.

— А вы мне расскажете, что на этих скетчах нарисовано?

— Конечно! Вот, например, скетч фотоаппарата. Этот продукт, OKO Craft,  разработан дизайнером нашей студии Артемом Федосовым и уже сегодня продается  через наших ритейл-партнеров, таких как, например, сеть магазинов «Республика». По сути, финальный продукт – это не сам фотоаппарат, а набор для сборки работающего картонного гаджета – пинхол камеры (фотоаппарат, где роль объектива выполняет небольшая скважина диаметром около 1 мм. - прим. ред.).

В коробке есть все необходимое для самостоятельной сборки камеры – картонные и фанерные части, клей, изолента, фольга, пленка, инструкция. Вы собираете фотоаппарат делаете снимки, а затем можете проявить и оцифровать их в любой фотостудии

— А остальные скетчи?

— Слева - это части промышленного медицинского оборудования. Мы разрабатывали их дизайн и печатали корпуса с помощью 3д принтера. Посередине - это работа над созданием дизайна светильников, которые планируется запустить в массовое производство. А это катапульта для запуска бумажных самолетиков.


— Этим летом мы организовали очень важную, на мой взгляд, инициативу по популяризации промышленного и предметного дизайна  в нашей стране – Первый детский городской лагерь промдизайна Teens Product Design Camp для участников 11-16 лет.

Идея лагеря – это 5-дневный спринт, в ходе которого участники знакомятся с профессией промдизайнера, получают краткий экскурс в историю предметного дизайна, узнают о состоянии отрасли сегодня и о ее перспективах, осваивают базовые принципы скетчинга и прототипирования и знакомятся с основными стадиями дизайн-процесса. После этого перед участниками ставится дизайн-задача, над которой они работают оставшиеся 3 дня – проводят исследования, генерируют идеи, делают скетчи, создают прототипы и готовят презентации. Финалом кэмпа становится презентация получившихся проектов перед жюри и выбор победителей.

Мы хотели, чтобы наше мероприятие стало для ребят не просто работой над вымышленным «кейсом», а именно имело прикладной характер. Если вы решаете дизайн-задачу от реальной существующей компании, результат работы становится отличной составляющей для вашего портфолио, которое необходимо для поступления в любой дизайн-вуз, как в России, так и за рубежом

Партнером, который предложил участникам дизайн-задачу для решения в рамках нашего кэмпа, стала крупная международная компания Roca Group. Компания со 100-летней историей является одним из мировых лидеров в производстве инновационных объектов для ванных комнат. Участникам Teens Product Design Camp Roca предложила придумать концепт идеальной ванной для своей семьи.

Roca уже более 8 лет проводит дизайн-челленджи для студентов и молодых профессионалов в области предметного дизайна по всему миру -  Jump the Gap International Design Contest и RocaOneDayDesign Challenge. TeensProductDesignCamp стал первым для компании опытом проведения конкурса предметного дизайна для детей и подростков. Отдельную благодарность за тот интерес, который вызвала наша идея, я хочу выразить главе Roca Group  в России Антонио Линаресу и директору по PR Roca Russia Кире Поляниной. Без их участия у нас бы не получилось так круто!

Кроме Roca Group  нас также поддержала Ассоциация специалистов предметного дизайна во главе с ее директором Анастасией Крыловой, которая стала одним из членов жюри дизайн-челленджа. Ассоциация активно помогает консолидироваться и развиваться  индустрии предметного дизайна в нашей стране, контактировать с властями и отстаивать свои интересы.

Еще одним партнером Teens Product Design Camp стала компания “Леруа Мерлен”, которая предоставила участникам часть материалов и ручной инструмент для создания прототипов концептов.

Teens Product Design Camp проводился на прекрасной площадке «Новой Школы», которая позаботилась о досуге и питании ребят в дни проведения кэмпа (не только же учиться летом). Также в течение учебного года не площадке «Новой Школы» проводятся и регулярные занятия нашей Школы промдизайна Make School.

Членами жюри в кэмпе, помимо Анастасии Крыловой, стали практикующие предметные и промышленные дизайнеры - Макс Касымов –  дизайнер мебели и интерьеров, владелец собственной студии и производства Max Kasymov Interior/Design, лауреат премий Elle Decoration  Designer of theYear, PinWin и др. и Артем Федосов – промышленный дизайнер в Make Fabrication Studio, выпускник Британской высшей школы дизайна и Университета Хердфордшира (Великобритания) и конечно представитель компании Roca Group Ксения Андрусенко.


Портал "Образование в России" благодарит Варвару за интервью и желает ей воплотить в жизнь самые амбициозные мечты!

Другие интервью

/Интервью/

Игорь Ерёмин

Проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева

Читать

/Интервью/

Ирина Савицкая

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

Читать

/Интервью/

Наталия Файдюк

Директор школы №2065

Читать

/Интервью/

Александр Гусев

Автор программы и художественный руководитель проекта «Танцующая семья»

Читать

/Интервью/

Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

Читать

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать