Высшее образование после карантина изменится навсегда
Эксперты считают, что дистанционное обучение совершает качественный рывок
Сегодня многие говорят о том, что высшее образование после окончание пандемии вряд ли полностью вернётся на круги своя. Пандемия подтолкнула учебные заведения к развитию дистанционного обучения, речь о котором идёт уже несколько лет. Но вместе с тем появился и ряд проблем: многие вузы оказались не готовы полностью или даже частично организовать онлайн-обучение своим студентам. Что же происходит сейчас?
С 16 марта все вузы, подведомственные Минобрнауки полностью перешли на дистанционное обучение, всем остальным организациям высшего образование рекомендовали сделать то же самое. На «удалёнке» в итоге находятся 80% вузов страны. А 25 марта министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что ведомство рассматривает возможность перевода части студенческих аттестаций в интернет-формат. Это связано с профилактикой распространения коронавируса. Сегодня министерство ищет наименее травматичные для вузов и студентов пути организации итоговых аттестаций. Вот что сказал Фальков:
«Что касается итоговой аттестации... сейчас внимательно анализируем ситуацию с тем, как организовать итоговую аттестацию, потому что есть преддипломные практики, они являются важнейшей частью учебного процесса. И часть этих практик невозможно организовать онлайн».
И часто вузов к такому решению была готова. В Госдуме РФ еще в декабре прошлого года рассматрвали возможность введения в законодательство понятия «интернет-образования», обозначив порядок его лицензирования. И сегодня на фоне многолетней подготовки и рассуждений о дистанционном высшем образовании около 80% вузов оказались способны полностью или почти полностью обеспечить обучение студентов на карантине. Однако у 27% вузов возникают трудности, а 10% не могут обеспечить удалённое подключение всех студентов к занятиям. 4% вузов России в принципе не в состоянии наладить онлайн-взимодействие со студентами. Коммуникационные каналы не выдерживают нагрузки — работа над этим сейчас ведётся на государственном уровне вместе с телекоммуникационными компаниями.
Однако вузы не готовы к смене формата не только в техническом плане: огромное количество преподавателей и руководителей программ не понимают, как организовать обучение студентов онлайн. Они просто не готовы. И это проблема не только России: например, в США из 1,5 млн преподавателей 70% никогда не проводили онлайн-лекции или семинары.
В России разработкой методических рекомендаций по онлайн-образованию занимается НИУ ВШЭ. Специалисты составляют перечни удобных площадок для взаимодействия преподавателя и студента, предлагают варианты проведения лекций (в записи или онлайн) и проверки работ студентов. Среди прочего в условиях отсутствия у университета внутренней системы управления обучением (например, на основе Moodle или РЭШ) преподавателям рекомендуется пользоваться социальными сетями: например, создавать сообщество «ВКонтакте», добавлять туда своих студентов, и там размещать информацию, файлы, устраивать трансляции.
Итак, вузы вынужденно осваивают онлайн-модели обучения студентов. И это не может не сказаться на будущем всей системы высшего образования в России.
«Однозначно мы окажемся одним из тех университетов, которые полностью не вернутся в офлайн, и то же самое произойдет с нашей программой. С каждым годом мы будем сокращать офлайн-часть процесса обучения» — рассуждает профессор и академический руководитель программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ Александр Куприянов.
Но большая часть специалистов всё же считает, что онлайн-образование не сможет полностью вытеснить оффлайн-формат. Однако это новый важный вектор развития, который дает и студентам, и преподавателям новые возможности для взаимодействия. Можно сказать, что это важная веха в глобализации образования, а также в общечеловеческом осознании образования как открытого и доступного ресурса.