Специалисты Института образования НИУ ВШЭ утверждают, что «поколение Z»* — миф, и на самом деле современные подростки мало чем отличаются от предыдущих поколений.
Психологи из НИУ ВШЭ сомневаются в большинстве стереотипов о «поколении Z» — например, в том, что они многозадачны, склонны к суициду, более грамотны в цифровом плане.
Кандидат психологических наук и автор доклада по «поколению Z» Наталия Богачёва рассказала газете «Коммерсант», что публицистика формирует у людей неправильное представление о современных подростках как о невнимательных и не способных критически мыслить людях, которые погружены в цифровую реальность и «интересуются только удовольствиями». Также исследователи не думают, что новое поколение более других способно быстро обрабатывать информацию и решать одновременно несколько задач.
«Однако показано, что подростки справляются с одновременным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, и это может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память»,— говорится в докладе ВШЭ, который будет опубликован на сайте Института в ближайшее время.
Острых проблем со вниманием у современных подростков также обнаружено не было. Более того, исследователи уверены, что причиной распространения этого заблуждения стала работа недобросовестных журналистов. Дело в том, что в 2015 году был опубликован — и быстро подхвачен многими СМИ — текст, в котором рассказывалось об исследовании, якобы проведенном компанией Microsoft. Авторы статьи утверждали: средняя длительность удержания внимания у современных людей составила 8 секунд, тогда как в 2000 году она была продолжительнее на 4 секунды. В тенденции обвинили цифровые технологии. Однако в 2017 году выяснилось, что таких исследований не проводилось.
Другой стереотип — о том, что современные подростки прагматичнее своих предшественников и ориентируются в основном на простые удовольствия — также не подтвердился.
«Ориентация на удовольствие связана с существенно расширившимися возможностями получать удовольствие в современном мире, а не с принадлежностью к поколению,— говорится в исследовании.— При этом статистические данные говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу».
Также «поколению Z» приписывают склонность к суициду, и это психологи частично подтвердили. Но в исследовании говорится, что склонность к депрессии присуща всему современному обществу, не только подросткам. К тому же, исследователи пока не могут установить связь между распространением цифровых технологий и возникновением депрессивных состояний.
Также нельзя говорить о том, что хорошее владение информационными технологиями присуще только подросткам. По результатам исследований 2013 года, уровень цифровой грамотности подростков и их родителей/учителей примерно одинаков.
Интересно, что исследователи также не заметили снижения интереса молодых людей к чтению и тенденции к отсутствию у них критического мышления.
«Поколение Z» любит общаться в социальных сетях — впрочем, как и люди постарше. Такое общение не заменяет реального общения, а, напротив, положительно влияет на социальные навыки подростка. В исследовании отмечено:
«Виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности»,— говорится в докладе.
Учёные Высшей школы экономики предупреждают: распространение поколенческих стереотипов может негативно сказаться на будущем подростков. Так, предыдущее поколение — «поколение Y» — столкнулось с предубеждениями на свой счёт при устройстве на работу и построении взаимоотношений с коллективом. В США дискриминация молодых специалистов стала целой проблемой.
Подробно о "Поколении Z" и о том, как найти к ним подход, нам рассказала директор колледжа МГИМО Марина Воробьева.
*Поколение Z - термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1995-го года. Соответствует популярной терии поколений Уильяма Штрауса.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3902668