Ученики российских общеобразовательных заведений все чаще меняют школьную доску на экран монитора, выбирая онлайн-обучение. И, хоть эта тенденция в России только начинает набирать обороты, очевидно, что у онлайн-школ большая перспектива.
Цифровое поколение – так называют детей, родившихся в XXI веке. Они сильно отличаются от предшественников хотя бы тем, что уже, можно сказать, с пеленок живут в двух реальностях: оффлайн и онлайн. Такой шаблон «детсад – школа – институт – работа» не для них. Мел и доску они меняют на гаджеты, видеоуроки, онлайн-задания и виртуальные школы: без ежедневного подъема в 7 утра, одноклассников и одного на 25 детей учителя. С каждым годом интернет-учеников становится всё больше. Онлайн-обучение – это то, что может дать поколению Z тот самый комфорт, который им жизненно необходим: свободу в выборе места, времени и – главное – темпа занятий.
Мы пообщались с представителями самых популярных онлайн-школы России и узнали, сколько детей выбрало дистанционное обучение взамен стандартного школьного образования.
По оценкам экспертов, в России на семейной форме обучения находится около 100 тысяч детей, часть из которых и является учениками дистанционных школ. В основном, «дистанционку» выбирают те, кто профессионально занимается, скажем, спортом или музыкой, или те, кто много путешествует с родителями и не могут посещать обычные классные занятия. Есть среди учеников онлайн-школ и те, кто переехал с родителями в другую страну, а еще – вундеркинды, которые опережают сверстников, и дети с особенностями развития. Перейти на семейную форму никакого труда не составляет. Такую свободу выбора предоставляет российский закон. Стать «семейником» достаточно просто, сделать это можно абсолютно в любой государственной школе. Стоит лишь написать заявление на имя директора.
Согласно исследованию портала «Образование в России», в топовых российских онлайн-школах обучается более 8 тысяч детей (данные на начало учебного года 2018/19). Это далеко не точная цифра, так как некоторые мелкие дистанционные школы информацию предоставить отказались, а официальной статистики нет.
Стоит отметить, что начало этого учебного года связано с высоким темпом роста числа «виртуальных» учеников. Так, например, в самой крупной онлайн-школе страны InternetUrok.ru в начале 2016/17 учебного года было 780 учеников, а стало в 7! раз больше, сегодня их уже 6000. О рекордном наборе сообщили и другие онлайн-школы: в том же «Фоксфорде» количество желающих обучаться дома с 2016 года выросло в 4 раза, то есть со 140 до 680 человек. О значительном приросте сообщает также дистанционная школа «БИТ» (учеников стало больше в 3 раза).
Из-за непростой ситуации в школьном образовании сегодня все чаще наблюдается повышенный интерес к услугам репетиторов, образовательным курсам и рынку дистанционных услуг. Появляются новые платформы, технологии, программы для обучения детей школьного возраста. В общем, спрос рождает предложение.
В чем же преимущества онлайн-образования, помимо самого очевидного – экономии времени на дороге в школу и обратно? Во-первых, оно создает равные возможности для всех детей. Если ЕГЭ делает школьников равными перед единым экзаменом, то онлайн-образование обеспечивает равенство в подготовке к аттестации. Ученик из любого уголка страны и даже мира, имея всего лишь доступ в интернет, может рассчитывать на высококачественное преподавание.
Во-вторых, онлайн-обучение дисциплинирует школьника. Ребенок сам учится планировать свое время, чтобы все успеть. При этом он привыкает к тому, что, находясь в зоне комфорта, он, тем не менее, имеет ряд ученических обязательств, которые нужно выполнять. За любую работу он практически сразу получает оценку: такое сложно представить в обычной школе. В условиях класса из 30 человек ребенок отвечает далеко не на каждом уроке, из-за чего его усилия зачастую оказываются недооцененными. Оперативность онлайн-школ мотивирует ученика к постоянному росту.
В-третьих, обучение дома может стать для ребенка психологически комфортным, если в школе на него чрезмерно давят учителя или не сложились отношения с коллективом, который подобрался по географическому принципу и не объединен общими интересами. Общение с одноклассниками будет сведено к минимуму и перестанет отвлекать от учебных задач. К тому же, онлайн-учителя спокойнее, им не приходится уделять время дисциплине и внештатным ситуациям, которые случаются в обычной школе ежедневно.
Многих родителей волнует социализация, с которой, в теории, могут быть проблемы при онлайн-обучении. Однако, исследования американских ученых (в частности, Брайана Д. Рея) показали, что ребята, обучающиеся дома, хорошо взаимодействуют как с ровесниками, так и с взрослыми: им не знакома школьная травля, они не боятся разговаривать с окружающими на равных. Согласно тому же исследованию, ученики, получающие образование вне школы, демонстрируют более высокие результаты на экзаменах. Недостаток общения со сверстниками легко восполнить секциями и кружками, в которых ребенок будет социализироваться вместе с теми, у кого с ним общие интересы.
Родители все больше времени уделяют индивидуальному образованию, развитию талантов ребенка и поиску направлений, которым ему предстоит заниматься в будущем. Дети испытывают колоссальный стресс, обучаясь одновременно в школе, в кружках, секциях, параллельно готовясь к экзаменам, участвуя в олимпиадах. Взрослые, стараясь создать детям наиболее комфортную среду, обращаются в дистанционные школы. Пока для большинства пап и мам обучение в Глобальной сети – это неизведанный, а потому пугающий способ освоения школьной программы, но российские, а также общемировые тенденции в сфере обучения школьников говорят о том, что грядет настоящий «бум» онлайн-образования.