# Образование
Михаил Котюков о главном в науке и высшем образовании
"Наука будущего - наука молодых"
14 мая на III Международной научной конференции «Наука будущего», совмещённой с IV Всероссийским форумом «Наука будущего – наука молодых» выступил Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ. В ходе встречи с журналистами он рассказал о главных вопросах, которыми занимается ведомство, затронул каверзные вопросы финансирования и поведал о планах на науку и высшее образование в будущем учебном году.
НАУКА БУДУЩЕГО – НАУКА МОЛОДЫХ?
На IV Всероссийском форуме «Наука будущего – наука молодых» собрались несколько сотен молодых перспективных исследователей, а ещё – учёных с мировым именем. Со всей страны было привезено множество научных проектов, которые будут только совершенствоваться в ходе общения с коллегами из других регионов. Об этом рассказал Михаил Котюков. Задача форума – собрать междисциплинарные научные команды, которые будут делать серьёзные проработанные проекты и вносить вклад в развитие научно-технологического развития России и в реализацию национальных проектов.
- Это мероприятие проводит Министерство: нам очень нужны команды молодых исследователей, которые имеют желание работать в России, которые имеют амбициозные проекты, - отметил Котюков.
Фокус форума – на семи ключевых приоритетах научно-технологического развития России. Они сформулированы как междисциплинарные. Среди них – дискуссии о проблемах и перспективах цифровых технологий, экологии и энергетики, медицины и фармакологии, сельского хозяйства и продуктов питания, безопасности (в самом широком смысле этого слова), транспортных систем и деятельности человека через призму гуманитарного знания. По словам министра, такие форумы могут позволить нам найти ответы на большие вызовы, стоящие перед всем человечеством.
- Принципиально важно, чтобы по каждому из этих направлений у нас были идеи, коллективы, проекты. Эти проекты точно будут получать поддержку при условии, что они имеют амбициозные задачи и готовы брать на себя ответственность.
НАЦПРОЕКТ «НАУКА»
Также Михаил Котюков рассказал о национальном проекте «Наука» и о том, как он реализуется на сегодняшний день. Он отметил, что к настоящему моменту уже практически сформирована нормативно-правовая база, которая будет определять реализацию нацпроекта; определены параметры и правила отбора организаций для формирования научно-образовательных центров мирового уровня, для поддержки научных центров мирового уровня.
- Мы уже сегодня запустили проект по созданию новых молодёжных лабораторий. Этих лабораторий создано более 200. Всего нужно было за 6 лет 900, вот 200 уже. Пока это только первый опыт, мы дальше задачу будем безусловно масштабировать. Определены правила обновления приборной базы ведущих научных организаций.
Российский фонд научных исследований и Российский фонд фундаментальных исследований определили правила поддержки исследовательских проектов, которые будут инициированы молодыми исследователями и аспирантами. Это всё обрело правовую базу, получило бюджет и уже начинает реализовываться.
Министру также был задан вопрос об «утечке мозгов» и о том, какие меры будут предприняты для того, чтобы удержать талантливых молодых людей на родине или вернуть их из-за рубежа. Он рассказал, что конференция «Наука будущего» как раз собрала людей из разных стран, которые приехали работать в Россию – в том числе, гостей из стран-лидеров научно-технологического развития. Котюков отметил, что, например, с Францией у нашей страны очень обширные научные связи: мы находимся в топ-5 партнеров этой страны по исследованиям, по лабораториям. И есть много профессионалов, работающих в двух странах. Также одна из приоритетных задач России – привлечение в нашу страну ведущих ученых. На конференции «Наука будущего» уже был проведён совет по мегагрантам, на котором было принято решение о проведении следующего этапа отбора крупных проектов, руководить которыми будут учёные с мировым именем и создавать здесь новые, преимущественно молодёжные, лаборатории.
РАН И ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ
Спросили Котюкова и о том, как будут развиваться события с РАН, которой Министерство финансов отказалось выдавать один миллиард рублей на международные проекты и популяризацию научного знания.
- Мы с коллегами из Академии наук продолжаем прорабатывать ту идею, которая была высказана. Она требует более серьёзной конкретизации, требует ответа на ряд практических вопросов – соответственно, финансово-экономического обоснования. Это всё в процессе у нас продолжается.
Также в рамках этой темы обсудили то, что Академия наук в прошлом году заявила о недостатке финансирования на выполнение майских указов президента. Зарплаты не повышаются, ставки урезаются, а сумма финансирования может меняться в течение года, что вносит сильную неразбериху.
- Выполнение задач на сегодняшний день ресурсами обеспечено, - заверил журналистов Котюков. – Мы зафиксировали по прошлому году двухсотпроцентный уровень потока и научных сотрудников, и профессорско-преподавательского состава. В среднем в каждом регионе эта задача достигнута. Напомню, что задача нацпроекта – увеличение общего количества исследователей, которые работают в России. И, соответственно, эта задача будет решаться с учётом сохранения достигнутого уровня. Заработная плата – это результат работы человека в целом за год. Там суммируется то, что платится в рамках базовых объемов финансирования, в рамках конкурсных объемов финансирования, в рамках средств, которые исследователи могут привлекать за счёт фондов фундаментальных исследований и так далее.. Конечно, нужно серьезно поработать, чтобы 200% в целом по году получилось.
КОТЮКОВ ОБ АСПИРАНТУРЕ
Говоря о модернизации аспирантуры в России – одной из самых животрепещущих тем для студенческого и научного сообщества, - Михаил Котюков рассказал, что планируются серьезные изменения в подготовке кандидатов наук в РФ.
- На сегодня подготовлен проект федерального закона. Он проходит окончательное согласование с заинтересованными ведомствами. Принципиальным отличием является то, что представление работы будет обязательным. Мы рассчитываем на серьёзное увеличение количества работ, которые будут представлены к защите, и, собственно, людей, которые выйдут на эту защиту в ближайшие годы. Законопроект будет согласован и представлен для всеобщего обсуждения.
Министр также анонсировал программу грантовой поддержки для тех, кто поступил в аспирантуру. Она будет запущена уже в этом году, её оператором будет Российский фонд фундаментальных исследований. Одна из главных задач состоит в том, чтобы вузы, которые готовят аспирантов, ориентировали аспирантов ещё и в профессиональном плане. В том числе – создавали для этих исследователей рабочие места: самостоятельно или вместе с индустриальными или научными партнёрами. Кстати говоря, в ведомстве подумывают о том, чтобы в рамках этого режима обеспечить и целевое обучение.
АБИТУРИЕНТЫ И ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОГО ПРИЁМА
Приближается новый учебный год. По поводу предстоящей приемной кампании у министра также были комментарии. В частности, он рассказал о старте программы целевого образования – новом механизме, который предусмотрен законом с первого ноября текущего года.
- Уже определены правила целевого приёма, а также закончено согласование квот приёма на целевое обучение. В ближайшее время мы ожидаем, что эти квоты будут подтверждены и в практическом плане организована работа университетов, будущих работодателей по приёму ребят и дальнейшему их обучению.
Котюков также отметил, что в ведомстве ведётся работа над повышением практикоориентированности образовательных программ, над большей вовлечённостью индустриальных компаний будущих работодателей в реализацию образовательных программ, над развитием университетов и их связей с научными организациями, над развитием онлайн-составляющей в профобразовании и многим другим.
- Это всё, с чем завтрашние первокурсники уже в практическом плане столкнутся в своей учёбе, - отметил он.
Михаил Котюков отметил, что в грядущих приёмных компаниях будет сохраняться количество абитуриентов, которые смогут получить высшее образование бесплатно.
- Буквально завтра мы подведём итоги конкурса по распределению контрольных цифр приёма, тем самым – бюджетных мест уже на следующий учебный год, 2020-2021. При определении общих объемов, цифр, мы обеспечивали сохранение той доступности, которая была достигнута. Примерно 57% от количества выпускников школ будут иметь возможность поступить на бюджетные места <…> Мы учитывали все приоритетные задачи, которые есть в национальных проектах: это и здравоохранение, это и педагогические специальности, это и область цифровой экономики, и многие-многие другие.
В рамках разговора об абитуриентах министра спросили, планируется ли отмена ЕГЭ.
- Сейчас не планируется, - твёрдо ответил он.
Что ещё готовит нам Министерство науки и высшего образования в грядущем году? Пока этот вопрос открыт. Ясно только, что нацпроект и майские указы предполагают огромный фронт работ, за исполнением которых нам предстоит следить.