7-9 ноября прошёл первый в мире Глобальный саммит передовых научных исследований, организованный НИТУ «МИСиС» совместно с ведущим мировым образовательным рейтинговым агентством Times Higher Education (THE).
Мы посетили третий день этого мероприятия и выяснили, какие изменения культурной среды университетов приведут их к успеху в современности.
Первой выступила Салли Джеффери – партнер сети консалтинговых компаний PWC (PricewaterhouseCoopers) по направлению Education and Skills Global Leaders. Она поделилась своими мыслями по поводу нелёгкого пути молодых учёных, желающих построить карьеру в сфере науки. Так, серьёзной проблемой системы высшего образования в России является утечка научных кадров:
«Получил степень аспиранта – что дальше? Не все идут дальше».
По мнению Джеффери, государство и университеты должны помогать докторантам и направлять их. Иначе российские аспиранты уедут в другие страны, чтобы продолжить научный путь там. Система высшего образования, которая не является прозрачной и не подстраивается под своих сотрудников, не будет эффективно существовать. Чтобы изменить эту ситуацию, университеты могут заимствовать технологии из бизнеса.
К тому же, чтобы сделать работу преподавателей и учёных в университетах более эффективной, по мнению Салли Джеффери, нужно активно развивать электронные платформы.
Далее слово предоставили президенту (аналог должности ректора в России) Университета Улсан в Южной Корее Ен Чен Оху. Своё выступление он посвятил сложностям изменения университетской культуры.
Так, университеты, готовые шагать в будущее, должны плавно подключаться к научно-исследовательской деятельности, уделять ей не меньше внимания, чем обучению студентов. Крупные высшие учебные заведения сейчас всё чаще создают свои собственные системы в мировой науке.
«Мы не должны быть крупной рыбой в маленьком болоте».
Например, Университет Услан сделал упор на медицину: в состав вуза входит несколько высококлассных больниц.
Итак, изменение подхода к науке в высшем образовании значит и изменение принципов найма и продвижения сотрудников. Участие в реальных исследованиях имеет всё больший вес при аттестации. Но очень сложно заставить всех в университете заниматься наукой, ведь большинство преподавателей консервативны. Ен Чен Ох предлагает выделять и награждать группы «передовиков», которые повысят престиж вуза.
Сэр Малколм Грант – ректор Йоркского университета в Британии – согласился с экспертом из Кореи в том, что хорошие преподаватели часто выступают против изменений. Второй серьёзный барьер на пути прогрессирующего высшего образования – «фрагментация». Это означает, что некоторые университеты делают упор на образовательную деятельность, другие – на научно-исследовательскую, а прогресс требует баланса сторон.
Как же решить проблему? Сэр Малколм Грант привёл в пример французскую систему высшего образования, где исследовательские центры развивались независимо от университетов. Баланса удалось добиться после создания особых кластеров на пересечении науки и образования. Эксперт также отметил положительный опыт в медицинском образовании России и национальную программу «Проект 5-100».
По мнению сэра Малколма Гранта, двигателем современной университетской культуры является сотрудничество. Причём сотрудничество не только между учебными заведениями, но и между различными профессионалами, преподавателями, областями науки, исследовательскими центрами, а в ближайшем будущем – между государствами. Так что следующая ступень международной интеграции может пройти под эгидой онлайн-обучения.
Завершил дискуссию заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности университетов РФ («Проект 5-100») Андрей Волков. Основной проблемой российского высшего образования он назвал «отсутствие рефлексии»:
«Университеты просто продолжают делать то, что привыкли. Мы продолжаем существовать в парадигме фрагментации науки и образования».
Так, члены университетских сообществ должны научиться критиковать друг друга, но в то же время придерживаться командного подхода: баланс конкуренции и сотрудничества – залог успеха.
Андрей Волков рассказал также об успехах «Проекта 5-100», направленного на повышение конкурентоспособности вузов и их продвижение в мировых рейтингах. По его словам, в 2012-2013 годах не все руководители российских высших учебных заведений чётко понимали, зачем же нужна эта программа. Сейчас уже более 50 университетов готовы обсуждать культурные изменения, необходимые для прогресса высшего образования.
Итак, основной задачей современного университета является достижение баланса между научной и образовательной деятельностью. Ответом на вызовы ХХI века служит сотрудничество и интеграция учёных и педагогов из разных областей деятельности.