В преддверии новогодних праздников городские афиши в различных уголках мира завлекают зрителей «Щелкунчиком». Знаменитая сказка Э. Т. А. Гофмана на сцене сегодня воплощена в различных жанрах от кукольных представлений до масштабных ледовых шоу. В этом многообразии самым востребованным по-прежнему остается одноименный классический балет на музыку Петра Чайковского. Вальс цветов, Вальс снежных хлопьев, чарующие звуки челесты, под которую танцует Фея Драже, знакомы каждому человеку с детства. Эти мелодии ассоциируются с предвестниками праздника, окутанного таинственным предвкушением волшебства: запахом мандаринов, сиянием елочных гирлянд.
За 125 лет история о празднике в доме Штальбаумов, приключениях Маши (в иных версиях - Клары), ожившей деревянной игрушки – орехокола–солдатика с философским подтекстом, не утратила зрительского интереса. Первое представление состоялось 18 декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Сегодня можно насчитать несколько десятков версий, которые балетмейстеры всего мира корректировали, совершенствовали или же вовсе создавали оригинальную авторскую интерпретацию. Неизменной всегда оставалась знакомая и любимая широкой аудиторией музыка Петра Чайковского.
Идея создания балета принадлежит аристократу, галломану, художнику, в конце XIX века служащему в должности директора императорских театров –Ивану Всеволожскому. Он написал сценарий по мотивам оригинальной сказки в переложении А. Дюма-отца. Всеволожский изначально предполагал заказать музыку у Чайковского. Но композитор не проявил энтузиазма, и полученный заказ на создание одновременно партитур к двухактному балету и одноактной опере «Дочь короля Рене» («Иоланта») оказался для него крайне мучительным. Всеволожский всячески поддерживал композитора и даже позволил отложить работу на некоторое время, сдвинув тем самым намеченные премьеры обоих произведений, планируемых к показу в один вечер. Постановка танцев и разработка подробного плана отводилась выдающемуся хореографу Мариусу Петипа. Балетмейстер также испытывал сложности с адаптацией сказочного сюжета для балетной сцены. Хореограф внес ряд существенных изменений, чтобы создать череду привычных изобретательных танцевальных номеров. Вследствие чего в балете появился вымышленный город Конфитюренбург и дивертисмент изысканных сладостей. Всеволожский контролировал процесс, поддерживал композитора и хореографа, лично создавал эскизы к костюмам. Преодолев многочисленные творческие препятствия, долгожданная премьера «Щелкунчика» состоялась.
Сценическая судьба, как и история рождения одного из ключевых балетных спектаклей русского искусства, была терниста. Зрители после первого представления недоумевали: центральные партии оказались отданы отнюдь не этуалям, а юным воспитанникам Театрального училища (ныне – Академия Русского Балета им. А. Я. Вагановой). Пройдет время, и «Щелкунчик» займет центральное место в театрах всего мира, станет одним из самых посещаемых спектаклей. Дети окажутся неотъемлемой частью действия. С этого балета Петра Чайковского своеобразный старт по сей день начинают юные артисты -воспитанники хореографических школ и училищ.
Напомним, что в период с 1922–1938 годы «Щелкунчик» оказался в опале, большевистская власть запретила наряжать и демонстрировать елку. В 1938 году в московском Большом театре Василий Вайнонен возобновил балет Чайковского, в основу драматургии которого легли переживания Маши и ее первые сильные эмоции, вызванные оживлением Щелкунчика, храбро сразившимся с мышами. Последующие редакции балета раскрывали потенциал музыки Чайковского, философские грани сказки Гофмана и неизменно приносили зрителям радость.
Сегодня публике представляется возможность выбрать представление на любой вкус. Знатоки и ценители балетного искусства в преддверии Нового года могут посетить, например, Большой театр Москвы и увидеть классическую версию Юрия Григоровича, в которой блистали признанные мэтры мировой сцены. Любители неординарного и современного искусства могут в уютной домашней обстановке ознакомиться в сети Интернет с экстравагантным «Щелкунчиком» британского хореографа Мэтью Борна. В его версии действие разворачивается в детском доме, где воспитанники ожидают визита благотворителей. Гости одаривают сирот подарками, лучшие игрушки достаются хозяйским чадам, остальным – лишь простенькие деревянные. С наступлением ночи воспитатели отнимают у детей все игрушки и запирают в шкафу. В полночь оживает Щелкунчик, спасает детей из мучительного плена и вместе с Кларой отправляется в волшебный лес, где их путешествие только начинается. Хорошей альтернативой может быть версия балетмейстера Микко Ниссинена в исполнении Boston Ballet. Близкий к классическому сюжет воплощен в потрясающих по красочности и изобретательности костюмах, виртуозной хореографии и блистательном исполнении.
Петербургским зрителям Мариинский театр предлагает сразу две версии постановки. Классическая редакция «Щелкунчика» на исторической сцене – традиционный спектакль, в котором можно увидеть будущих выпускников Академии Русского Балета. В Мариинском–2 аудитории предложена культовая версия в оформлении Михаила Шемякина, где царствуют гротесковые герои в метафорическом сюжете.
Сегодня спустя 125 лет, можно уверенно говорить о бессмертии музыки Петра Чайковского в целом и его партитуры балета «Щелкунчик» в частности. Как истинный шедевр, «по традиции» не понятый первыми слушателями, произведение пережило запреты и, подвергшись многочисленным интерпретациям, остается актуальным по сей день. Балет «Щелкунчик» покорил мир и прочно закрепился в сознании широкой аудитории как история торжества Добра над Злом и на протяжении многих лет служит предвестником Рождества и Нового года.