МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС CONSEIL INTERNATIONAL DE LA DANCE (CID) AT UNESCO

Обзор Международного Конгресса CID–UNESCO

В Санкт-Петербурге завершился поистине уникальный Международный Конгресс CID–UNESCO (25–29 апреля). Секция совета по танцу при поддержке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – одна из немногих, кто занимается проблематикой и поиском решений ряда вопросов сохранения нематериального культурного наследия.

Ежегодно в Санкт-Петербург со всего мира съезжаются ученые искусствоведы, историки и практики классического балета, философы искусства, педагоги, исследователи различных современных пластических направлений, фольклористы. Специалисты в области музыки и танца делятся методическими разработками, научными исследованиями, привлекают внимание к проблемам развития и сохранения своих национальных культур. 

Программа Конгресса в текущем году оказалась крайне насыщенной и безмерно интересной. Торжественное открытие 24 апреля ознаменовал Бал «Петровское наследие» в Константиновском дворце. В лучших традициях великосветских мероприятий участники и гости исполнили серию историко-бытовых танцев XVIII–XIX веков. Организатор – кафедра хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, под руководством Людмилы Альбертовны Касимановой. Студенты и курсанты Военмеха, Военной академии связи имени Буденного соблюли даже строгий дресс-код: юноши в смокингах, фраках, парадной военной форме предстали галантными кавалерами утонченных дам в элегантных платьях в пол, чьи изящные руки красовались в кружевных перчатках. Участники по мере возможности воссоздали атмосферу петровских балов. Реконструкция потребовала от организаторов продолжительной подготовки, изучения бального этикета императорской России, воссозданного по материалам живописи, литературы и истории костюма. Подобные балы в наше время способствуют духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Научно–практическая конференция «Сохранение нематериального культурного наследия в музыкальном и танцевальном искусстве» в обширной программе реализовывалась в форме лекций, докладов, презентаций и мастер-классов (27–28 апреля). Выступили представители Мексики, Бразилии, Америки, Италии, Индии, Испании, Сербии, Греции, Армении, Казахстана и России. Поразительная география теоретиков и практиков не стала преградой для воодушевленного диалога, в котором нашлось много межнациональных проблем в области искусства.

В обширном списке имен выступавших стоит выделить нескольких представителей, занимающихся поиском решения крайне важных проблем. Профессора Горан Драгович и Надежда Мосусова из Сербии представили печатные справочно-энциклопедические издания по оперному и балетному искусству своей страны. Титанический труд в трудных общеполитических условиях на данный момент – единственное печатное исследование такого рода. Истинные сподвижники своего дела они привлекли внимание ученого сообщества к проблеме дефицита специалистов в стране, падающего интереса к искусству в целом и глобальной, почти катастрофической ситуации относительно сохранения прошлого балетного театра. Профессор Надежда Мосусова представила обзор почти утраченного репертуара, который оказался тесно связан с рядом имен выдающихся русских артистов. Кроме того, творчество Мариуса Петипа, 200-летие которого отмечается в текущем году, не чуждо и Сербии. Страна на полтора десятилетия отстающая в развитии хореографического искусства развивалась благодаря нашим выдающимся соотечественникам, в числе которых Б. Романов, Н. Кирсанова, Б. Князев и другие. Интерес к искусству привлекали гастролеры, к слову, в Белграде выступали А. Павлова и Т. Карсавина. Репертуар составляли балеты классического наследия «Жизель», «Коппелия», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и многие другие. В послевоенное время в театре появились сербские балетмейстеры, чьи спектакли базировались на национальном фольклоре. Обновление произошло благодаря творчеству талантливого Д. Парлича. К сожалению, современные отечественные исследователи не уделяют должного внимания творческому наследию сербской республики, с которой у нас гораздо больше общего в истории хореографического искусства, чем могло бы показаться на первый взгляд. 

В числе участников необходимо выделить представителей Армении. Заслуженный деятель культуры Республики Армения Гагик Гиносян занимается изучением национальных танцев и популяризацией их среди молодежи. Поражает стремление реализовать бесценную миссию познания, сохранения национального этноса. Истинный сподвижник он кропотливо собирает материал, выезжая с экспедициями по всему миру (Россия, Америка, Испания, Турция, Иран и другие). Призвание фольклориста Г. Гиносяна в совокупности с патриотизмом позволяет ему популяризировать армянскую традиционную культуру в первую очередь у подрастающего поколения своей страны, а также привлекать внимание всего мира к удивительной, аутентичной культуре Армении. Представленный (едва не утраченный в истории политических реформ) воинственный танец Якхушта (Yarkhushta) отражает гордость и смелость народа. Гости Конгресса увидели редчайшие образцы армянского наследия, бережно сохраненного немногочисленной группой исследователей.

Обсуждались вопросы структуры классических балетов и авторского права (Федор Лопухов, Россия), методических разработок и их внедрения (Моника Сава, Италия; Мириам Касанелли, Италия; Сухашини Мухтукришна, США/Индия; Наталья Соковикова, Россия; Педро Ромейра, Португалия; Джессика Тиг, США/Бельгия; Сания Тевари, Индия); развитие национальных этнических танцев, сохранение, распространение, в том числе африканских (Анастасия Кожина, Казахстан), итальянских народных (Софья Зейнетдинова, Италия), мексиканских обрядовых (Патриция Элизабет Торрес, Мексика). Состоялись презентации книг по широкому кругу вопросов: от справочно-энциклопедических изданий (Горан Драгович, Сербия; Наталья Соковикова, Россия), до исследований в области философии искусства (Александр Клюев, Россия).

Представители Мексики, Италии, Португалии, Индии, Македонии поведали о национальных традициях, этнических и обрядовых танцах. Представленные мастер-классы вызвали живой интерес аудитории и к экзотическим выступлениям, и к почти утраченной культуре других народов. Богатая программа Конгресса сплотила ученых со всего мира и доказала, что при всей разности менталитетов мы едины в своем стремлении, похожи друг на друга, и наше наследие имеет точки соприкосновения. Единение народов – главная достигнутая цель Конгресса посредством изучения Танца, понятного всем, независимо от национальности, вероисповедания, лишенного языковых барьеров.

Научно-практические конференции «Сохранение нематериального культурного наследия в музыкальном и танцевальном искусстве», «Диалог прошлого, настоящего и будущего в мире искусств», мастер-классы, лекции, презентации, концертная программа логично завершилась Заседанием Совета Экспертов. За круглым столом была подписана Резолюция Конгресса, в которой зафиксированы официальные данные участия 100 представителей из 18 стран, в числе которых 17 докторов наук. Единое мнение участников определило важность внесения этнических традиционных танцев в список сохранения и защиты Юнеско. В него вошли индийский «Шанкар», доиспанские ритуальные танцы Мексики, итальянский окситанский танец региона Пьемонт, группа тарантелл и армянский танец «Ярхушта», находящийся на стадии исчезновения.

Титанический труд организации и проведения принадлежит президенту Санкт-Петербургского Представительства CID at Unesco Аэлите Евгеньевне Кондратовой. На хрупких женских плечах лежит непростая задача решения ряда вопросов.

Благодаря Кондратовой, неравнодушной, знающей и понимающей многообразие проблем сохранения наследия и жаждущей найти способы решения ряда вопросов, на ежегодные заседания Конгресса съезжаются видные представители танцевального мира искусства со всего земного шара. Важно, что подобные мероприятия проводятся в Петербурге – культурной столице России. Не менее символична и дата завершения 29 апреля во Всемирный день танца.

Охватить вниманием всех участников и представленные направления невозможно. В открытом доступе имеется программа мероприятий и отчеты заседаний. Кроме того, по результатам Конгресса будет выпущен сборник статей, который сразу же станет библиографической редкостью. Не удивительно, ведь авторы статей неравнодушные исследователи, профессионалы в обрасти искусства, которые стремятся совершить почти невозможное – сохранить для будущих поколений танец.

Международный конгресс CID at UNESCO – стратегически важен для развития и сохранения мировой культуры в целом. Инициатива Хорватии, горячо поддержанная Мексикой, Сербией, Кипром, Панамой и Россией о рассмотрении вопроса включения классического балета в список нематериального культурного наследия Юнеско видится актом сохранения мировой культуры. Данные мероприятия важны и в качестве укрепления межнациональных связей, попыткой призвать представителей всех народов обратить внимание на важность и значимость искусства как базиса для воспитания будущего толерантного образованного, просвещенного поколения.

Каждый Международный конгресс – это внесение лепты в укрепления мира. Как точно заметила Аэлита Кондратова: «Международный диалог  в сфере искусства и культуры – это путь взаимопонимания, человечности, гармонии в мире».