В западных школах постепенно отказываются от чистописания и заменяют выведение букв в тетрадях печатью на клавиатуре. В Штатах тоже практически исключили обучение детей письму. Зарубежные педагоги и психологи считают, отказ от письма поможет детям научиться быстрее выражать свои мысли. Оно и понятно: в гаджетах есть голосовой набор – кнопку на клавиатуре нажать быстрее, чем написать букву. А в нашей стране первоклашки по-прежнему корпят над выведением крючочков, закорючек в прописях, соединяя их в буквы, сами не понимая, насколько это полезно для развития интеллекта. Во-первых, письмо развивает мелкую моторику, координацию, внимание. У детей улучшается глазомер, формируется мускулатура пальцев, кисти руки, плеча и предплечья. Во-вторых, и это доказанный факт, в мозге появляются новые нейронные связи. То есть письмо – отличный тренажер для мозга, отработка схемы «слышу-понимаю-пишу». А еще тренируются воля, усидчивость, логическое мышление.
Первые задания в прописях первоклассника предназначены для подготовки руки к письму, и только потом ребята переходят к чистописанию. Современные прописи разработаны так, что малышам легко переходить от одного раздела к другому, все логично и взаимосвязано, и дети начинают понимать закономерность в построении окружающего мира, отмечая, что целое состоит из элементов.
На всю страну известны «Чудо-прописи» Веры Илюхиной, они включены в программу «Школа России», и писать по ним учатся миллионы первоклассников. Единое целое – буква – по методике автора состоит из элементов, имеющих понятное младшеклассникам ассоциативное название: ножка балерины, гнездышко, шалашик, клюшка.
«Чудо-прописи» были созданы в московской школе №2117, и дети, которые здесь учатся с удивлением и гордостью узнают, что автор прописей преподавал в их родной школе. В школьном музее хранятся первые разработки Веры Илюхиной, рабочая тетрадь по каллиграфии 1993 года, работы, выполненные родителями первоклассников на собраниях, прописи прошлых лет, кроссворд. Задания кроссворда в виде загадок обозначают элементы буквы. На загадку «Без рук, без топоренка, построена избенка» дети хором отвечают: «Гнездо!».
Экспозиция иногда перемещается в «экскурсионный чемоданчик» и девятиклассница Юлия Варуша путешествует с ним по классам, где учатся первоклассники разных столичных школ и в конце учебного года на праздник «Прощание с букварем» проводит им экскурсии «Мои первые прописи», которую разработала в рамках исследовательского проекта «Не прервется связь поколений».
В мобильном музее есть каллиграфические рисунки с элементами письма. Дети узнают историю «Чудо-прописей», авторские названия закорючек «ножка балерины, гнездышко, шалашик», отгадывают загадки кроссворда и слушают о том, как важно уметь писать чисто и красиво, и что именно письмо поможет им стать грамотными, всесторонне развитыми личностями.