Научные исследования магистрантов Самарского университета

XX Международная студенческая конференция Европейского гуманитарного университета

#СГАУ
Магистранты социологического факультета, обучающиеся по направлению «Социальная аналитика новых медиа», представили результаты своих научных достижений на XX Международной студенческой конференции Европейского гуманитарного университета. Работы самарских молодых ученых были отмечены академическим сообществом ЕГУ. 
 
На юбилейной конференции выступили 511 молодых исследователей из Беларуси, Литвы, Украины, Финляндии, Латвии, Польши, Грузии, Кыргызстана и России. Доклады студентов бакалаврских и магистерских программ прозвучали в рамках восьми различных секций. В нынешнем году организаторы были ориентированы на производство социально ответственного критического знания, междисциплинарную кооперацию, экспериментирование с формами исследовательской работы и широкую экспертизу восточноевропейских процессов. Именно поэтому секции конференции посвятили актуальным вызовам университетского образования, цифровой современности, культурного наследия, политики и права, прикладной критической теории и гендеру. 
 
Самарский университет был представлен двумя участниками, выступившими с результатами передовых исследований в области социальных и гуманитарных наук. 
Так, в секции «Дигитализируя современность: цифровая идентичность, коммуникация, солидарность» выступила обучающаяся первого курса магистратуры Елена Гремилова. Магистрант представила результаты своего исследования в докладе «Скроллинг – путь к забвению» или как мы подменяем свои воспоминания». 
Исследования технологий, новых медиа – относительно новое направление в области современных социальных наук, - рассказывает студентка. – В настоящее время анализ видоизменения настоящего, а также прогнозирование будущего «рука об руку с передовыми цифровыми технологиями» – это один из главных вопросов научного сообщества. Именно поэтому все больше исследователей обращаются к данному научному полю. Было сложно отобраться на участие в конференции ЕГУ. Организаторы предъявляли высокие требования к темам докладов. Моя работа была посвящена изменению памяти под влиянием цифровых технологий и в первую очередь – мобильных телефонов. 
Во время выступления в ЕГУ Елена Гремилова подробно рассказала слушателям о результатах экспериментов по замеру кратковременной и долговременной памяти с использованием гаджетов и без них. Тематика очень заинтересовала и организаторов, и слушателей: вопросы и отзывы по итогам доклада до сих пор поступают на почту исследователю. 
Думаю, такой ажиотаж вокруг моего доклада не только из-за актуальности темы, но и благодаря новизне подхода к изучению проблемы процессов запоминания под влиянием гаджетов, - отмечает магистрант. - Мое исследование междисциплинарное: это и когнитивная наука, и психология, и социология. Конечно же, работа была бы невозможна без поддержки и консультации со стороны исследователей, работающих в сфере данных дисциплин. Я благодарна своему научному руководителю – доценту кафедры социология и культурология Ольге Александровне Малакановой, которая сопровождала каждый этап работы. Также я очень признательна старшему преподавателю кафедры общей психологии Елене Александровне Павловой за помощь в составлении проекта психологических экспериментов. 
Успешно презентовала свою научную работу и магистрант выпускного курса Александра Синева. Исследователь выступила в рамках секции «Университет в ситуации неопределенности: что впереди?». Свой доклад на тему «Университет и новые медиа: ролевые инверсии преподавателей вузов» молодой ученый посвятила феномену изменения роли преподавателей во взаимодействии со студентами в связи с тенденцией использования в современном образовании новых цифровых технологий и медиаплатформ. 
 В связи с невозможностью конкуренции преподавателей с интернет-ресурсами в области владения знаниями первые меняют роль наставников, научающих предмету, на роль кураторов, помогающих ориентироваться в поле научного знания, - рассказывает о своей работе Александра.
В итоге - происходит умаление авторитета преподавателя как носителя уникального знания. Наблюдается переход от классической педагогической формулы, смысл которой состоял в преподавании методом научения, обеспечении репродуктивного обучения, к новой формуле, суть которой – эвристический метод обучения. 
 
Научная конференция стала не только поводом продемонстрировать включенность Самарского университета в мировые тренды, но позволила участникам и обрести новые знакомства с молодыми исследователями из других стран, а также проанализировать опыт студенчества в университетах Беларуси, Европы и России. Также магистранты смогли поприсутствовать на открытых лекциях известных исследователей из Беларуси, Литвы, Великобритании и России.
 
По результатам конференции доклады самарских студентов прошли конкурсный отбор и будут опубликованы в сборнике научных работ XX Международной студенческой конференции Европейского гуманитарного университета.