Новые технологии для образования длиною в жизнь

О конференции «Life Long Learning», где речь шла о взаимовлиянии цифровизации и образования

Реалии современного мира таковы, что человек обязательно должен постоянно учиться новому, чтобы быть успешным. Невозможно однажды получить образование и пользоваться им всю жизнь, не дополняя и не трансформируя имеющиеся знания. Настоящий профессионал должен обладать множеством навыков (зачастую они даже не относятся к его непосредственной сфере деятельности), чтобы набирать обороты, карабкаться по карьерной лестнице и иметь преимущество перед конкурентами.

Редакция «Образования в России» побывала на конференции «Life Long Learning». Мы выслушали несколько экспертных мнений о том, как образование отзывается на вызовы информационной эпохи, насколько сложно учиться и преподавать в новом формате и как цифровизация помогает приобрести навыки, которых недостает.


Вызовы времени, такие как глобализация и глобальная конкуренция, энергетический кризис и изменения структуры экономики, политическая многополярность и старение населения порождают неопределенность, которая становится главной характеристикой нашей жизни. Становится все сложнее, например, спланировать отпуск или устроиться на работу не по временному трудовому договору. Обо всем этом рассказал Денис Поповцев, главный аналитик образовательного департамента Фонда развития интернет-инициатив.

Также он рассказал еще об одной важнейшей характеристике современности – цифровизации. По его мнению, именно этот процесс позволяет эффективно управлять сложными системами и снимает когнитивную нагрузку на управленца.

Поэтому, по словам спикера, многие профессии могут в ближайшее время значительно сократить число своих представителей или вообще исчезнуть с рынка труда. Это относится, например, к hr-специалистам (уже существуют программы, способные выполнять множество рутинных функций рекрутеров – например, робот Вера), юристам, бухгалтерам.

При этом в стране уже сейчас наблюдается огромная нехватка IT-специалистов и аналитиков (сегодняшняя высшая школа не выпускает и половины специалистов такого профиля, а потребность рынка в них только увеличивается).


Следующей выступала Екатерина Черкес-Заде, руководитель консорциума независимых учебных заведений (Московская архитектурная школа МАРШ, Московская школа кино, БВШД, Школа компьютерных технологий Scream School). Учебные заведения, которыми она руководит, обладают уникальным опытом инноваций в образовании.

А рассказала Екатерина вот что. По ее мнению, у современных людей повышаются требования не только к качеству жизни, но и к образовательным программам. У человека XXI века мало времени и много образовательных потребностей. При этом он боится ошибиться в собственном выборе и впустую потратить время и средства.

Этим обусловлена общемировая тенденция на сокращение продолжительности обучения. Правда, нередко это делается в ущерб качеству образовательных программ, поскольку они коротки, нацелены на сиюминутные практики и закрывают какую-то конкретную «дыру» в образовании.

При этом многие не умеют учиться по схеме, в которой нет четкой структуры и образовательной стратегии. Получая разрозненные знания из разных источников - мастер-классов, отдельных лекций, вебинаров – человек не может до конца выстроить свою образовательную траекторию и понять, к чему он в итоге стремится.

Все это закономерно снижает ответственность создателей подобного рода образовательного контента. Чтобы не упустить качество образования, важно понимать, что итоговые компетенции студента – это совместная ответственность тех, кто учил, и тех, кто получал знания.

Схема «Teacher centric» постепенно уступает место схеме «Student centric», которая подразумевает, что во главе угла в образовательной системе все-таки становится получатель знаний. Именно на него ориентировано образование, именно он должен получать его в удобном и потенциально усваиваемом виде. Для этого преподавателями разрабатываются актуальные образовательные форматы, индивидуальные образовательные траектории для каждого студента, существуют ресурсные центры. Однако при этом студент долженсам нести ответственность за свою образовательную стратегию.

К тому же, спикер говорила о развитии креативных индустрий, и о том, что в этой сфере популярно такое направление, как «Обучение 360» (или модульное образование). То есть, берется один определенный навык, который в течение какого-то времени отрабатывается полностью по схеме «теория – практика – взаимодействие с индустрией». Екатерина отметила, что в образовательных учреждениях, которыми она руководит, 65% обучения приходится на практику. Оценки студентам должна выставлять индустрия.

Мы можем размышлять о массе методик, но в итоге в класс заходит преподаватель. И ответственность преподавателя не снижается, а только увеличивается. У нас 700 преподавателей, и все они – люди из индустрии. То есть, пришли преподавать не те люди, которые не состоялись в профессии, а, как раз-таки, те, кто состоялся в профессии. И я считаю, что это важная задача для всех нас – сделать так, чтобы успешные люди в рамках своей деятельности воспринимали преподавание, как свою социальную ответственность. И нужно делать всё, чтобы интегрировать их в образовательную практику.

К тому же, надо сказать, что индустрия динамична – поэтому порядка 50% программы может поменяться за то время, пока она будет реализовываться. Поэтому важно создать методологию, в которой изменения уже будут заложены в сам формат образовательной программы. Должна быть мгновенная реакция на индустрию.


Говорили и о других тенденциях в обучении – прежде всего, об онлайн-образовании. О точках роста в этой сфере рассказал Михаил Боде, программный директор EdmarketConf («Нетология-групп»).

Спикер говорил о том, что в онлайн-образовании сегодня должны быть заинтересованы, прежде всего, сами люди, которые не хотят в будущем оказаться за рамками рынка труда. Это связано все с теми же факторами: неопределенностью и трудностями планирования наперед. Каждый должен стать менеджером самому себе. Однако пока люди не готовы настолько заглядывать в будущее: в современном обществе только 5-7% человек успешно составляют свою жизненную стратегию.

Интересно, что около 50% людей, которые покупают услуги дополнительного образования (в том числе, онлайн – образования) – это руководители и ведущие специалисты. Кроме того, дополнительное образование популярно в определенных кругах – например, Digital или IT.

Внутри, например, Digitalили IT-тусовки мы получаем неизбежное искажение: нам кажется, что все вокруг учатся, что все выстраивают индивидуальные траектории обучения… Но это не так.

Одна из возможных точек роста индустрии онлайн-образования – это корпоративное образование, поскольку для компаний сформированные специалисты – это живые деньги и отсутствие текучки кадров.

Еще одна точка роста – там, где личная потребность состыкуется с профессиональной. Один из основных запросов в дополнительном образовании – это, например, изучение языков (12%). То есть, так называемые «гибкие навыки», которые важны для карьеры и которым, в то же время, сами люди хотят научиться для себя.

К тому же, для онлайн-образования перспективны платформы, которые показывают детям, как важно самим заниматься своим образованием и выстраивать образовательные стратегии и показывают детям, что непрерывное образование необходимо. Такова, например, онлайн-школа «Фоксфорд» с ее летними лагерями.


Следующий эксперт, Вадим Полюга, основатель новосибирского образовательного проекта «И-куб», отметил, что неопределенность была всегда, но человечество расширяется как вид, и поэтому новое время ставит перед человеком новые задачи.

Образованием на протяжение всей жизни занимался еще Сократ. Однако переход от человеческого потенциала в капитал происходит лишь тогда, когда это начинает работать на бизнес.

Только задачи определяют встраиваемость человека в бизнес. А для того, чтобы человек мог их выполнять, у него должны быть soft skills (легкие навыки – социальные, интеллектуальные, волевые компетенции: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность), hard skills (твердые навыки – те, которые можно измерить; профессиональные компетенции в конкретной области) и контекст. Если хотя бы одного из этих параметров нет, то человек не ценен в бизнесе. У него могут быть отличные soft skills, но, если он никак не применим в профессии – он не нужен. Опять-таки, если он применим в профессии, но не понимает особенностей рабочего процесса – он тоже не нужен.

Человек ценен ровно настолько, насколько широкий круг задач он может выполнять

Самые важные «легкие» навыки, на которых базируется развитие и которыми должен обладать специалист будущего, по мнению спикера, таковы:

1)     Уметь думать системно и небанально;

2)     Всегда проверять гипотезы;

3)     Уметь принимать на себя ответственность (почему я не прав, а не окружающие меня обстоятельства);

4)     Уметь доводить дело до конца;

5)     Уметь договариваться с другими людьми.

Интересно, что эти навыки у человека формируются как раз на подростковой стадии: в возрасте с 10 до 15 лет. Это нейробиологическое временное окно, когда человек становится человеком социальным и в нем возникают социальные привычки. Именно в это время можно максимально на него воздействовать.

Еще один важный момент – профессионал должен всегда соотносить свою деятельность с потребностями бизнеса. Нужно ли то, чем он хочет заниматься, миру.