«Нужны ли стены?»: в Экспоцентре обсудили цифровизацию школы

Все сферы школьной жизни скоро подвергнутся цифровизации, правда, в разной степени

На конференции «Цифровая трансформация образования», которая прошла в конце октября в Экспоцентре в рамках XII международной выставки Integrated Systems Russia, лидеры российского онлайн-образования InternetUrok.ru, Фоксфорд и ЯКласс обсудили цифровизацию школьных образовательных практик. В конце дискуссии «Цифровая школа: а нужны ли стены?» эксперты подвели итог: все сферы школьной жизни подвергнутся цифровизации, правда, в разной степени.

Одной из задач школы сегодня является развитие метапредметных компетенций, то есть таких навыков как работа в команде, умение критически мыслить и понимать поставленную задачу. Есть мнение, что развитие этих компетенций не может перейти в цифровую среду, но представители образовательных онлайн-проектов с этим не согласны. Они привели пример онлайн-игры Dota 2, в которой командное взаимодействие ставится во главу угла, и дети в этой игре усваивают навык работы в команде. Кроме того, в мире существует множество проектов, над которыми удаленно работают коллеги из разных стран. Поэтому можно смело говорить о появлении новой востребованной компетенции - умение работать в команде онлайн, чем, в том, числе занимаются и онлайн-школы, где с учениками дистанционно работает целая команда педагогов, наставников, тьюторов.

«Надо идти не от учителя, не от класса и не от урока, а от школьника, - высказался руководитель образовательного проекта InternetUrok.ru Павел Арсеньев, - потому что ученик находится в центре образовательного процесса. Все, что мы делаем, должно быть, в первую очередь, полезно для него».

Если математика, физика и химия легко переставляются на цифровые рельсы, то такие предметы, как физкультура, испытывают в этом трудности. Хотя в дистанционном обучении эту проблему уже стали решать с помощью видео. Дети смотрят, как надо выполнять упражнения, повторяют, снимают на камеру и отправляют педагогу.

И это лишь начальный уровень цифровизации. Технологии открывают больше возможностей. Например, возможно использование на уроке физкультуры приборов, которые считывают физические показатели, такие как пульс, давление, а также измеряют дистанцию пробежки и пр. На любительском уровне они существуют в виде фитнес-браслетов, а в большом спорте - вайпер-систем. Во время тренировок у спортсмена благодаря этим технологиям можно считывать огромное количество данных, которые поступают на компьютер, анализируются и отображаются в виде графиков и таблиц со статистикой. Таких приборов для учеников в онлайн-школах пока нет, однако начать их использовать достаточно реально. С помощью такого оборудования можно перенести в «цифру» уроки физкультуры, таким образом, еще и повысить заботу о здоровье подрастающего поколения.

Не только цифровые технологии проникают в образование. Есть и обратный процесс. Образование перемещается в ту цифровую среду, в которой уже находятся дети. Современные школьники потребляют много информации, и создатели образовательного контента чувствуют ответственность за то, чему научатся мальчики и девочки в окружающем их высокотехнологичном мире. Руководитель образовательного проекта ЯКласс Андрей Илингин считает, что, если в онлайн-пространстве не будет полезного образовательного контента, это место точно займет не полезная, а вредная и даже опасная информация.

Так, в ближайшее время IT-технологии коснутся всех школьных дисциплин. Программа «Развитие цифровой экономики в РФ», рассчитанная до 2035 года, подразумевает цифровизацию всего образования. Чтобы добиться поставленных программой целей, школьники и студенты должны начинать учиться обладать соответствующими цифровыми компетенциями уже сегодня, заметил основатель онлайн-школы Фоксфорд Алексей Половинкин.