Химия — загадочный школьный предмет, который любят и понимают единицы. С появлением этого предмета обычно приходит разочарование: где же опыты с фейерверками, колбочки и химические вулканы, как в фильмах? Вместо этого перед ребёнком открывается мир мудрёных формул и не очень понятных подсчётов, которые для него никак не связаны с реальной жизнью. А между тем, химия — это всё, что нас окружает: лекарства, одежда, энергетика...
Современные российские учёные стараются исправить ситуацию. Они популяризируют научное знание, стараясь показать, насколько тесно оно связано с реальной жизнью. Особенно много мероприятий пройдёт в этом году: ведь 2019 объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов.
Так, например, в октябре пройдёт Химическая лабораторная — научно-популярная акция, призванная показать обществу, что химия — это интересно, а не сложно и страшно. Над акцией работают лучшие химики страны, в составлении материалов задействованы специалисты Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС» и других вузов, мероприятие поддерживает Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано, Российский научный фонд и так далее.
— В российской науке стало больше денег, чем качественно образованных людей. И потребность в студентах, аспирантах и научных сотрудниках для выполнения проектов, которые могут быть реализованы в рамках грантов и других программ — эта потребность есть, — отметил Михаил Нечаев, известный российский химик-органик, на пресс-конференции, посвященной акции «Mendeleev Lab».
Учёный рассказал, что задания «Химической лабораторной» составлены очень интересно и мотивируют на то, чтобы задуматься и глубже изучить вопрос.
— Я тоже участвовал в викторине в прошлом году и могу сказать, что на процентов 90 вопросов я ответил. Но, заметьте: даже я с профильным образованием не отвечаю на все вопросы, потому что они поставлены широко и подразумевается нестандартное мышление. Тем они особенно интересны.
Много разговоров было о том, что подобные акции помогают привлечь интерес школьников к химии. Это немудрено: ведь интересная подача вопросов мотивирует больше узнавать, искать информацию в интернете и книгах, разбираться в закономерностях и заинтересовываться всё больше и больше. Однако Генрих Эрлих, доктор химических наук и по совместительству известный писатель-фантаст считает, что есть у «Химической лабораторной» и другая задача.
— Это популяризация науки не только с элитарной целью «давайте студентов привлечём в наши вузы» — это создание некой такой атмосфере в обществе, которая активна и доброжелательна по отношению к естественным наукам. Особенно это важно для химии, потому что ее, в общем-то, не любят.
И действительно, чем больше людей приходит на такие акции и участвует в лекциях и дискуссиях, тем меньше шанс прижиться в обществе антинаучным мифам — таким как, например, гомеопатия.
Впрочем, просветительская акция — это только первый шаг к тому, чтобы сделать химическое образование в России более популярным. Так, например, декан Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков считает, что необходим комплекс мер, и, прежде всего, направленный на учителей. Учёный отмечает, что на Химфак чаще всего поступают выпускники одних и тех же школ (из Москвы, Брянска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани…), где есть сильные учителя-предметники. Нередка ситуация, когда с уходом учителя дети из той или иной школы перестают интересоваться химией. Поэтому роль учителя — гигантская, и нужно тщательно заниматься подготовкой кадров: устраивать съезды учителей химии из регионов, проводить для них онлайн-курсы и так далее.
— Министерство просвещения, на мой взгляд, должно тоже изменить какую-то свою политику, потому что, я не знаю, те же самые школьные кабинеты химии — это то, чез чего невозможно нормально рассказывать. Иначе будет простой сухой рассказ, лекция, еще чего-то… А вот демонстрации — понятно, не токсичных веществ, не взрывоопасных, — это настолько интересно, они просто ребят зажгут! — отметил Калмыков.
Первый проректор НИТУ «МИСиС» Сергей Салихов добавил, что в последнее время уровень подготовки школьников растёт. Однако мы всё ещё разделяем природу на физику, химию, биологию и так далее.
— Мне кажется, именно целостного ощущения природы, связи того, что написано в учебнике химии и учебнике физики с тем, что ты приходишь вечером на кухню и делаешь… Когда, например, печёшь шарлотку и «гасишь» содой… Вот этого нет. И это, мне кажется, гораздо большая проблема, нежели какие-то формальные знания.
Он отметил, что «Лабораторная» как раз хороша тем, что человек начинает ощущать связь между информацией из учебников и реальной жизнью. И именно это важнее всего: не только в акции, но и в целом в жизни. Ведь научный взгляд на мир может быть не только у учёных, но и у любого человека, увлечённого вопросом и ориентирующегося на компетентные источники. А в компетентности тех, кто делает «Открытую лабораторную», можно не сомневаться!